Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/5938
Title: Criterial approach to evaluation of art-image memory of future music art teachers
Other Titles: Критеріальний підхід до оцінювання художньо-образної пам’яті майбутніх учителів музичного мистецтва
Критериальний подход к оценке художественно-образной памяти будущих учителей музыкального искусства
Authors: Yin, Yuan
Інь, Юань
Инь, Юань
Keywords: criterial approach
musical memory
art-image memory
future music art teachers
piano education
критерійний підхід
музична пам’ять
художньо-образна пам’ять
майбутні вчителі музичного мистецтва
навчання грі на фортепіано
критериальный подход
музыкальная память
художественно-образная память
будущие учителя музыкального искусства
обучение игры на фортепиано
Issue Date: 2015
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Yin Yuan. Criterial approach to evaluation of art-image memory of future music art teachers / Yuan Yin // Наука і освіта.- 2015. - №9. - С.63 - 67.
Abstract: The article is aimed at determining the criteria and indicators of evaluating art-image memory of future music teachers according to the structure of this phenomenon. The concept of “art-image memory” is clarified; the relevance of this phenomenon in the professional formation of future specialists is explained. The problem of pedagogical diag-nosing of this kind of memory formation level is considered. The information on the application of the criterial appara-tus in evaluating art cognitive processes is represented. The following criteria are suggested: the criterion of the degree of future music teachers’ motivation maturity in music educational activity is used for evaluating motivational and axio-logical component; the criterion of piano students’ artistic knowledge maturity is used for evaluating rational and cog-nitive component; the criterion of the degree of manifestation of emotional responds to art music images is used for as-sessing emotional and empathic component; the level of the capacity for performing interpretations of musical images is used for creative and praxeological component. Мета статті полягає у визначенні критеріїв і показників оцінювання художньо-образної пам’яті майбутніх учителів музики у відповідності зі структурою зазначеного феномена. У статті актуалізована проблема форму-вання пам’яті майбутніх учителів музики в контексті їх професійної підготовки. Описано два види такої пам’яті: музична та художньо-образна. Уточнюється поняття «художньо-образна пам’ять», пояснюється актуа-льність зазначеного феномена у професійному становленні майбутніх фахівців. Розкриття сутності художньо-образної пам’яті як професійно необхідної якості піаніста забезпечує його здатність до відтворення художніх образів музики на основі поєднання збережених емоційних реакцій музичного сприйняття, художнього досвіду особистості в спілкуванні з мистецтвом і виконавських умінь дозволило констатувати, що цей складний фено-мен синтезує різновиди пам’яті (сенсорної, емоційної, ейдетичної, словесно-логічної, музичної, образної), які і складають основу художньо-творчої діяльності музиканта-виконавця. У зв’язку з індивідуальними властивос-тями і творчим характером художньо-образної пам’яті актуалізується проблема педагогічної діагностики рівня сформованості такого виду пам’яті. Представлено інформацію щодо використання критеріального підходу в оцінюванні художньо-розумових процесів і діагностики музичного та художнього мислення. Зроблено висно-вок, що для діагностування розвитку художньо-образної пам’яті майбутніх учителів музики в процесі фортепі-анного навчання з урахуванням його професійної спрямованості доцільно застосування крітераільного підходу у відповідності зі змістовними параметрами компонентної структури досліджуваного феномену: ступінь сфор-мованості мотивації музично-навчальної діяльності майбутнього вчителя музики (мотиваційно-ціннісний ком-понент); ступінь художньої ерудиції студентів-піаністів (раціонально-когнітивний компонент); ступінь вираже-ності емоційних реакцій на художні образи музики (емоційно-емпатичний компонент); міра здатності до вико-навської інтерпретації музичних образів (творчо-праксеологічний компонент). Пропонуються наступні критерії: для оцінки мотиваційно-ціннісного компонента – критерій ступеня сформованості мотивації музично-навчальної діяльності майбутнього вчителя музики; для оцінки раціонально-когнітивного компонента – ступінь сформованості художньої ерудиції студентів-піаністів; для оцінки емоційно-емпатичного компонента – ступінь вираженості емоційних реакцій на художні образи музики; для творчо-праксеологічного компонента – міра зда-тності до виконавської інтерпретації музичних образів.В статье рассматривается проблема формирования памяти будущих учителей музыки в контексте их про-фессиональной подготовки. Описаны два вида такой памяти: музыкальная и художественно-образная. Уточня-ется понятие «художественно-образная память», объясняется актуальность указанного феномена в профессио-нальном становлении будущих специалистов. Раскрытие сущности художественно-образной памяти как про-фессионально необходимого качества пианиста, обеспечивающего его способность к воспроизведению художе-ственных образов музыки на основе сочетания сохранившихся эмоциональных реакций музыкального воспри-ятия, художественного опыта личности в общении с искусством и исполнительских умений, позволило конста-тировать, что этот сложный феномен синтезирует разновидности памяти (сенсорной, эмоциональной, эйдетиче-ской, словесно-логической, музыкальной, образной), которые и составляют основу художественно-творческой деятельности музыканта-исполнителя. В связи с индивидуальными свойствами памяти и творческим характе-ром художественно-образной памяти актуализируется проблема педагогической диагностики уровня сформи-рованности такого вида памяти. Представлена информация относительно использования критериального под-хода в оценивании художественно-мыслительных процессов и диагностики музыкального и художественного мышлении. Цель статьи заключается в определении критериев и показателей оценивания художественно-образной памяти будущих учителей музыки в соответствии со структурой указанного феномена. Сделан вывод, что для диагностирования развития художественно-образной памяти будущих учителей музыки в процессе фортепианного обучения с учѐтом его профессиональной направленности целесообразно применение критера-ильного подхода в соответствии с содержательными параметрами компонентной структуры исследуемого фе-номена: степень сформированности мотивации музыкально-учебной деятельности будущего учителя музыки (мотивационно-ценностный компонент); степень художественной эрудиции студентов-пианистов (рациональ-но-когнитивный компонент); степень выраженности эмоциональных реакций на художественные образы музы-ки (эмоционально-эмпатический компонент); мера способности к исполнительской интерпретации музыкаль-ных образов (творческо-праксеологический компонент). Предлагаются следующие критерии: для оценки моти-вационно-ценностного компонента критерий степени сформированности мотивации музыкально-учебной деятельности будущего учителя музыки; для оценки рационально-когнитивного компонента степень сформи-рованности художественной эрудиции студентов-пианистов; для оценки эмоционально-эмпатического компо-нента степень выраженности эмоциональных реакций на художественные образы музыки; для творческо-праксеологического компонента мера способности к исполнительской интерпретации музыкальных образов.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/5938
Appears in Collections:2015

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Yuan.pdf217.84 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.