Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/5712
Title: Самоосвітня компетентність майбутніх учителів предметів гуманітарного циклу, її сутність та структура
Other Titles: Самообразовательная компетентность будущих учителей предметов гуманитарного цикла, ее сущность и структура
Self-educational competence of future teachers of humanities, its nature and structure
Authors: Рой, Софія Дмитрівна
Рой, София Дмитриевна
Roi, Sofiia
Keywords: компетентність
самоосвіта
самостійно організована освітня діяльність
самоосвітня компетентність
структура самоосвітньої компетентності майбутніх вчителів
підготовка
компетентность
самообразование
самостоятельно организованная образовательная деятельность
самообразовательная компетентность
структура самообразовательной компетентности будущих учителей
подготовка
competence
self-education
self-organized educational activities
self-educational competence
the structure of self-competence of future teachers
training
Issue Date: 2015
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Рой С. Д. Самоосвітня компетентність майбутніх учителів предметів гуманітарного циклу, її сутність та структура / С. Д. Рой // Наука і освіта. - 2015. - №8. - С.125-129.
Abstract: У статті визначено сутність та структуру самоосвітньої компетентності майбутніх вчителів предметів гу- манітарного циклу. Самоосвітня компетентність – це інтегративна якість особистості, що проявляється у здатно- сті до цілеспрямованої, самостійно організованої освітньої діяльності, а також у наявності певного комплексу знань, умінь, навичок та особистісно-професійного досвіду, що дозволяють здійснювати таку діяльність. У структурі само- освітньої компетентності вчителів предметів гуманітарного циклу було виявлено чотири компоненти: мотиваційно- ціннісний, когнітивно-операціональний, організаційний компонент та контрольно-рефлексивний компонент. Актуальность исследования обусловлена значимостью проблемы формирования самообразовательной компе- тентности будущих учителей в современных условиях быстрого темпа развития науки и техники. Условия настоя-щего требуют от современного специалиста осведомленности в новейшей информацией специального характера, что позволит ему оставаться конкурентоспособным на рынке труда. В связи с этим возникает проблема постоянного повышения профессиональной квалификации. Цель исследования: определить сущность и структуру самообразова- тельной компетентности учителей предметов гуманитарного цикла. Выделено три основных подхода к определению сущности феномена «компетентность»: личностный, деятельностный и интегративный. Также было выявлено три основных подхода к трактовке понятия «самообразовательная компетентность»: интегративный, деятельностный и личностно-деятельностный. Самообразовательную компетентность в данном исследовании определяем как интегра- тивное качество личности, которое проявляется в способности к целенаправленной, самостоятельно организованной образовательной деятельности, а также в наличии определенного комплекса знаний, умений, навыков и личностно- профессионального опыта, позволяющие осуществлять такую деятельность. В структуре самообразовательной ком- петентности будущих учителей выделяем четыре компонента: мотивационно-ценностный, составляющие которого характеризуют отношение студентов к самообразованию; когнитивно-операциональный, предполагающий владение определенной совокупностью знаний, умений, навыков и способностью использовать полученные знания в новых условиях; организационный, содержащий знания, умения и навыки по организации и осуществлению самообразова- ния; контрольно-рефлексивный, включающий умение осуществлять рефлексию, самоанализ и самооценку самообра- зовательной деятельности. Мотивационно-ценностный компонент представлен следующими показателями: осозна- ние необходимости осуществлять самообразовательную деятельность; потребность в систематическом совершенст- вовании интеллектуальных и профессиональных знаний, умений и навыков; наличие мотивов и ценностных ориен- таций относительно осуществления самообразовательной деятельности. Когнитивно-операциональный компонент предполагает наличие базовых знаний, умений и навыков, необходимых для успешного осуществления самообразо- вательной деятельности; умения и навыков использования инновационных технологий в самообразовательной дея- тельности; умения решать профессиональные проблемы на основе полученных самостоятельно знаний. Организаци- онный компонент включает в себя способность к целеполаганию, целеустремленность, умение самоорганизации и самоуправления. Контрольно-рефлексивный компонент характеризуется умением осуществлять контроль собствен- ной самообразовательной деятельности, способностью к самоанализу и самооценке, умением рефлексии самообра- зовательной деятельности.The relevance of the research is explained by the importance of the issue of the formation of self-educational competence of future teachers in today’s rapid changes and the development of science and technology. Conditions of the present demand a modern expert to be aware of the newest information of special character that will allow him to remain competitive at the labour market. In this regard there is a problem of the continuous increasing of professional qualification. Thus, one of the major competences for future experts is self-educational one. Self-educational competence is of the great importance in the course of training of future teachers. The article is aimed at determining the nature and structure of self-educational compe- tence of teachers majoring in humanities. The review of psychological and pedagogical literature allows to make a conclusion that, despite a long-term history of studying, the concept «competence» has no clear interpretation. There are three main ap- proaches to defining the nature of a phenomenon «competence»: personal, active and integrative. Besides, there are three main approaches to the interpretation of the concept of «self-educational competence»: integrative, active and personal-active. In the structure of self-educational competence of future teachers we allocate the following four components: motivational and value, the components of which characterize students’ attitude to self-education; cognitive and operational, involving obtain- ing a certain set of knowledge, skills and the ability to use this knowledge under new conditions; organizational, containing knowledge, skills to organize and implement self-education; control and reflective, including the ability to perform reflection, introspection and self-assessment of self-educational activity.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/5712
Appears in Collections:2015

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Roi.pdf240.29 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.