Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/5712
Full metadata record
DC FieldValueLanguage
dc.contributor.authorРой, Софія Дмитрівна-
dc.contributor.authorРой, София Дмитриевна-
dc.contributor.authorRoi, Sofiia-
dc.date.accessioned2020-01-10T14:40:01Z-
dc.date.available2020-01-10T14:40:01Z-
dc.date.issued2015-
dc.identifier.citationРой С. Д. Самоосвітня компетентність майбутніх учителів предметів гуманітарного циклу, її сутність та структура / С. Д. Рой // Наука і освіта. - 2015. - №8. - С.125-129.uk
dc.identifier.uridspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/5712-
dc.description.abstractУ статті визначено сутність та структуру самоосвітньої компетентності майбутніх вчителів предметів гу- манітарного циклу. Самоосвітня компетентність – це інтегративна якість особистості, що проявляється у здатно- сті до цілеспрямованої, самостійно організованої освітньої діяльності, а також у наявності певного комплексу знань, умінь, навичок та особистісно-професійного досвіду, що дозволяють здійснювати таку діяльність. У структурі само- освітньої компетентності вчителів предметів гуманітарного циклу було виявлено чотири компоненти: мотиваційно- ціннісний, когнітивно-операціональний, організаційний компонент та контрольно-рефлексивний компонент. Актуальность исследования обусловлена значимостью проблемы формирования самообразовательной компе- тентности будущих учителей в современных условиях быстрого темпа развития науки и техники. Условия настоя-щего требуют от современного специалиста осведомленности в новейшей информацией специального характера, что позволит ему оставаться конкурентоспособным на рынке труда. В связи с этим возникает проблема постоянного повышения профессиональной квалификации. Цель исследования: определить сущность и структуру самообразова- тельной компетентности учителей предметов гуманитарного цикла. Выделено три основных подхода к определению сущности феномена «компетентность»: личностный, деятельностный и интегративный. Также было выявлено три основных подхода к трактовке понятия «самообразовательная компетентность»: интегративный, деятельностный и личностно-деятельностный. Самообразовательную компетентность в данном исследовании определяем как интегра- тивное качество личности, которое проявляется в способности к целенаправленной, самостоятельно организованной образовательной деятельности, а также в наличии определенного комплекса знаний, умений, навыков и личностно- профессионального опыта, позволяющие осуществлять такую деятельность. В структуре самообразовательной ком- петентности будущих учителей выделяем четыре компонента: мотивационно-ценностный, составляющие которого характеризуют отношение студентов к самообразованию; когнитивно-операциональный, предполагающий владение определенной совокупностью знаний, умений, навыков и способностью использовать полученные знания в новых условиях; организационный, содержащий знания, умения и навыки по организации и осуществлению самообразова- ния; контрольно-рефлексивный, включающий умение осуществлять рефлексию, самоанализ и самооценку самообра- зовательной деятельности. Мотивационно-ценностный компонент представлен следующими показателями: осозна- ние необходимости осуществлять самообразовательную деятельность; потребность в систематическом совершенст- вовании интеллектуальных и профессиональных знаний, умений и навыков; наличие мотивов и ценностных ориен- таций относительно осуществления самообразовательной деятельности. Когнитивно-операциональный компонент предполагает наличие базовых знаний, умений и навыков, необходимых для успешного осуществления самообразо- вательной деятельности; умения и навыков использования инновационных технологий в самообразовательной дея- тельности; умения решать профессиональные проблемы на основе полученных самостоятельно знаний. Организаци- онный компонент включает в себя способность к целеполаганию, целеустремленность, умение самоорганизации и самоуправления. Контрольно-рефлексивный компонент характеризуется умением осуществлять контроль собствен- ной самообразовательной деятельности, способностью к самоанализу и самооценке, умением рефлексии самообра- зовательной деятельности.The relevance of the research is explained by the importance of the issue of the formation of self-educational competence of future teachers in today’s rapid changes and the development of science and technology. Conditions of the present demand a modern expert to be aware of the newest information of special character that will allow him to remain competitive at the labour market. In this regard there is a problem of the continuous increasing of professional qualification. Thus, one of the major competences for future experts is self-educational one. Self-educational competence is of the great importance in the course of training of future teachers. The article is aimed at determining the nature and structure of self-educational compe- tence of teachers majoring in humanities. The review of psychological and pedagogical literature allows to make a conclusion that, despite a long-term history of studying, the concept «competence» has no clear interpretation. There are three main ap- proaches to defining the nature of a phenomenon «competence»: personal, active and integrative. Besides, there are three main approaches to the interpretation of the concept of «self-educational competence»: integrative, active and personal-active. In the structure of self-educational competence of future teachers we allocate the following four components: motivational and value, the components of which characterize students’ attitude to self-education; cognitive and operational, involving obtain- ing a certain set of knowledge, skills and the ability to use this knowledge under new conditions; organizational, containing knowledge, skills to organize and implement self-education; control and reflective, including the ability to perform reflection, introspection and self-assessment of self-educational activity.uk
dc.language.isootheruk
dc.publisherПівденноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинськогоuk
dc.subjectкомпетентністьuk
dc.subjectсамоосвітаuk
dc.subjectсамостійно організована освітня діяльністьuk
dc.subjectсамоосвітня компетентністьuk
dc.subjectструктура самоосвітньої компетентності майбутніх вчителівuk
dc.subjectпідготовкаuk
dc.subjectкомпетентностьuk
dc.subjectсамообразованиеuk
dc.subjectсамостоятельно организованная образовательная деятельностьuk
dc.subjectсамообразовательная компетентностьuk
dc.subjectструктура самообразовательной компетентности будущих учителейuk
dc.subjectподготовкаuk
dc.subjectcompetenceuk
dc.subjectself-educationuk
dc.subjectself-organized educational activitiesuk
dc.subjectself-educational competenceuk
dc.subjectthe structure of self-competence of future teachersuk
dc.subjecttraininguk
dc.titleСамоосвітня компетентність майбутніх учителів предметів гуманітарного циклу, її сутність та структураuk
dc.title.alternativeСамообразовательная компетентность будущих учителей предметов гуманитарного цикла, ее сущность и структураuk
dc.title.alternativeSelf-educational competence of future teachers of humanities, its nature and structureuk
dc.typeArticleuk
Appears in Collections:2015

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Roi.pdf240.29 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.