Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/5705
Title: Особливості професійної діяльності викладача образотворчого мистецтва в сучасному навчально-виховному середовищі
Other Titles: Особенности профессинальной деятельности преподавателя изобразительного искусства в современной учебно-воспитательной среде
Peculiarities of fine arts teacher’s work in the modern training and educational environment
Authors: Недошитко, Олег Михайлович
Недошитко, Олег Михайлович
Nedoshytko, Oleh
Лоза, Наталя Адольфівна
Лоза, Наталья Адольфовна
Loza, Natalia Adolfivna
Keywords: професійна діяльність викладача образотворчого мистецтва
середовищний підхід
драматургійний підхід
середовищний діалог
профессиональная деятельность преподавателя изобразительного искусства
средовой подход
драматургический поход
диалог среды
Fine Arts teacher’s work
environmental approach
dramatic approach
environmental dialogue
Issue Date: 2015
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Недошитко О. М. Особливості професійної діяльності викладача образотворчого мистецтва в сучасному навчально-виховному середовищі / О. М. Недошитко // Наука і освіта. - 2015. - №8. - С.84-90.
Abstract: У статті розглядаються особливості професійної діяльності викладача образотворчого мистецтва в на- вчально-виховному середовищі з позицій середовищного підходу, акцентується увага на організації середовищ- ного діалогу засобами мистецтва. В статье рассматриваются особенности профессиональной деятельности преподавателя изобразительного искусства в учебно-воспитательной среде с точки зрения средового подхода; основное внимание уделяется ор- ганизации средового диалога через искусство. Определено, что в современном художественном образовании образное восприятие является художественным материалом, который создает эмоциональный мост между че- ловеком и внешним миром, является системной формирующей базой. Нынешняя парадигма образования фоку- сируется на развитии художественного и эстетического образования, участия каждого человека в восприятии духовных ценностей в художественно-творческой деятельности, что предполагает трансформацию «искусства игры» в «искусстве общения»; создание особой атмосферы эстетического воспитания. В связи с этим изменяет- ся понимание профессиональной деятельности преподавателя изобразительного искусства, расширяется его содержание и социальное наполнение. Анализ теории и практики профессиональной деятельности преподава- телей изобразительного искусства позволил выявить передовые тенденции усовершенствования этой деятель- ности, смену приоритетов в рамках парадигмы современного художественного образования: ориентацию обу- чения на обмен ценностями, развитие коммуникативных навыков общения через искусство. Сделан вывод о том, что в связи с увеличением интеграционной роли образно-смысловых значений, перед учителем изобрази- тельного искусства современной школы ставятся такие задачи: способствовать подчинению современной шко- лы преобразующей эстетической деятельности как единству функциональных процессов и предметно- пространственного окружения; все школьные процессы подчинить единому драматическому замыслу, единой воле, которая направлена на его воплощение; рассматривать художественно-эстетическое как синтезирующий фактор организации среды; использовать художественную деятельность для «очеловечивания» средовых сис- тем и их элементов. Деятельность преподавателя изобразительного искусства в корректировке подходов по ор- ганизации образовательного процесса должна осуществляться в следующих направлениях: обоснование стра- тегического направления развития эстетико-педагогической среды школы; обозначение принципиальных эсте- тико-драматических тем, которые согласуются с общим стилем учебного заведения; обобщение системообра- зующих интеграционных задач за счет концентрации внимания на узловых компонентах школьной среды, наи- более ярких моментах его развития.The article is focused on the peculiarities of Fine Arts teacher’s work in training and educational environment in the context of environmental approach; the emphasis is on the organization of environmental dialogue through art. It is determined that in contemporary art education, image perception is artistic material creating an emotional connection between a person and the outside world; it is a consistent formative basis. The present-day educational paradigm is fo-cused on the development of art and aesthetic education, everybody’s participation in spiritual values perception in ar- tistic and creative activity, which involves transformation of “the art of game” in “the art of communication”; creating a special atmosphere of aesthetic education. For this reason, the understanding of Fine arts teachers’ work is changing, its content and social interpretation are expanding. The review of the theory and practice of Fine Arts teachers’ work made it possible to find out the main trends in improving this activity, shift in priorities within the paradigm of contemporary art education, such as training orientation at values exchange, development of communicative skills through art. It is concluded that due to the increasing integrative role of image and sense meanings, the following tasks are set for a Fine Arts teacher: to facilitate subjection of modern school to transformative aesthetic activity as a unity of functional processes and environment; all the classroom processes should be subjected to one dramatic intention, one will aimed at its implementation; to consider art and aesthetic activity for “anthropomorphization” of environmental systems and its elements. Fine Arts teacher’s work on adjustment of approaches to educational process organization should be carried out in the following directions: substantiation of the strategic approach to the development of aesthetic and educational environment of a school; definition of essential aesthetic and dramatic topics corresponding to the style of educational institution; generalizing strategic integrative tasks due to focusing on the fundamental components of school environ- ment, the most outstanding moments of its development.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/5705
Appears in Collections:2015

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Nedoshytko.pdf285.37 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.