Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/5473
Title: Теорія та методика фізичного виховання в просторовому орієнтуванні дітей з порушеннями зору
Other Titles: Теория и методика физического воспитания в пространственной ориентации детей с нарушениями зрения
Physical training theory and methods of space sense of children with vision disorders
Authors: Форостян, Ольга Іванівна
Форостян, Ольга Ивановна
Forostjan, Olha Ivanivna
Keywords: рухова сфера
порушення зору
корекція
просторове орієнтування
фізичне виховання
двигательная сфера
нарушения зрения
коррекция
пространственная ориентация
физическое воспитание
motive sphere
vision disorders
correction
space sense
Physical Education
Issue Date: 2015
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Форостян О. І. Теорія та методика фізичного виховання в просторовому орієнтуванні дітей з порушеннями зору / О. І. Форостян // Наука і освіта. - 2015. - №4. - с. 162-166.
Abstract: У статті приводяться результати дослідження історіко-педагогічної, наукової, методичної літератури з теорії та практики фізичного виховання дітей з порушеннями зору в українській дефектології. Аналіз праць фахівців цієї галузі показав, що раціональне використання різноманітних засобів та методів фізичного вихо- вання допомагає корегувати недоліки фізичного розвитку й рухової сфери сліпих та слабозорих дітей.В любой деятельности человека существенную роль играет умение ориентироваться в реальном или вооб- ражаемом пространстве. Ориентация человека во времени и пространстве является необходимым условием его социального бытия, формой отражения окружающего мира, условием успешного узнавания и активного преоб- разования действительности. При слепоте и слабом зрении первичным дефектом является более или менее вы- раженные нарушения функции зрительного восприятия, обусловленные болезненными воздействиями на орган зрения, при этом в развитии детей возникают вторичные, третичные и т.д. отклонения: недостаточность ориен- тирования в пространстве, ограниченность и нарушение адекватности предметных представлений об окру- жающем мире, своеобразие походки, мимики лица, некоторые особенности характера. Проблема коррекции психофизического развития слепых и слабовидящих детей и подростков обусловила пристальное внимание де- фектологов к научной разработке. Проведенный в этом направлении научный поиск позволил ведущим пред- ставителям дефектологической науки внести значительный вклад в решение проблемы, показать разнообраз- ную направленность, содержание и методы, раскрыть и конкретизировать общие закономерности обучения и их развитие. Известно, что зрение играет ведущую роль при ориентировании в пространстве и многообразной дея- тельности человека. Оно позволяет выделить пространственные признаки (форму, величину, направление, дли- ну, движение) и отношения между предметами и отдельными частями предметов. Именно на основе анализа и синтеза пространственных признаков предметов и их пространственных отношений формируются сложные зрительные образы, отражающие предметы и явления действительности. В статье приводятся результаты ис- следования историко-педагогической, научной, методической литературы по теории и практике физического воспитания детей с нарушениями зрения в украинском дефектологии. Анализ работ специалистов этой отрасли показал, что рациональное использование разнообразных средств и методов физического воспитания, помогает корректировать недостатки физического развития и двигательной сферы слепых и слабовидящих детей.The problem of correction of psychophysical development of blind and hyposeeing children and teenagers has created awareness of developmental paediatricians in this research. The carried out scientific search has allowed famous develop- mental paediatricians to contribute to the solution of this problem, to show a various orientation, contents and methods, to open and concretize the general laws of training and their development. Vision disorders are characterized by more or the less expressed disturbances of function of the visual perception, caused by the harmful impact on an eye, thus there are secondary, tertiary, etc. abnormalities in the development of children, for example, troubles with space sense, limitation and abnormality of adequacy of thing representational, uniqueness of gait, facial expression, some features of character. The author is sure that skills of space sense can be formed at physical culture lessons, by means of outdoor games and the kinds of sports taking into account the age of children, a state of their vision, and also level of their physical and mental development. At Physical Culture lessons pupils repeat movements of walking, running, jumping which play an important role in the development of their space sense. However movements in gymnastics, acrobatics and other sports are more difficult kinds of spatial orientation. Considering physical training and sports as a kind of educational activity of children, we notice that methods and tools of the development of their space sense are used insufficiently at educa- tional institutions. This points to the absence of an efficient scientifically grounded system of training disabled children (particularly children with vision disorders), which would improve their space sense. The author concludes that lessons of physical training, outdoor games and specialized sport clubs will help such children to improve their state, if they take into account their special characteristics and features.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/5473
Appears in Collections:2015

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Forostian.pdf229.38 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.