Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/5291
Title: Порівняльний аналіз особливостей переживання страху в підлітків із повних та неповних сімей
Other Titles: Сравнительный анализ особенностей переживания страха у подростков из полных и не полных семей
Comparative analysis of peculiarities of experiencing fear in adolescents from two-parent and single-parent families
Authors: У, Цзинь
У, Цзинь
Wu, Jing
Keywords: емоційна сфера
страх
тривожність
підлітковий вік
повна та неповна сім’я
эмоциональная сфера
страх
тревожность
подростковый возраст
полная и неполная семья
emotional sphere
fear
anxiety
adolescence
two-parent and single-parent families
Issue Date: 2015
Publisher: Цзинь У. Порівняльний аналіз особливостей переживання страху в підлітків із повних та неповних сімей / У Цзинь // Наука і освіта. - №1. - 2015. - С. 164-169
Abstract: У статті проведено аналіз сучасних досліджень поняття страху, причин появи та їх класифікації. Розг-лянуто особливості розвитку емоційної сфери в підлітковому віці та вплив стосунків у сім’ї на появу страхів. Представлено результати емпіричного дослідження прояву страхів у підлітків із повних та неповних сімей, та проведено порівняльний аналіз. Статья посвящена исследованию особенностей проявления страхов у подростков из полных и неполных семей. Проведен теоретический анализ различных подходов к изучению страха в психологии, причины проявления и их классификация. Определено, что страх является базовой эмоцией человека, которая сигнализирует о состоянии опасности, зависит от многих внешних и внутренних, врожденных или приобретенных факторов. Среди причин по-явления страхов выделяют врожденные детерминанты страха; внешние и внутренние причины; реальные, мнимые и престижные. Ученые рассматривают такие виды страхов, как естественные, социальные, ситуативные, личностные, реальные, воображаемые, острые и хронические. Определено, что в подростковом возрасте больше проявляются со-циальные страхи, на появления которых значительное влияние оказывают отношения в семье, а именно – неполная семья. Исходя из вышеизложенного, мы поставили цель изучить особенности проявления страхов у подростков из полных и неполных семей. Для реализации поставленной цели были использованы такие эмпирические методы ис-следования: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности и конкретные методики – методика «Несущест-вующее животное», авторская методика «Нарисуй свой страх та напиши свои страхи», методика «Список страхов», методика «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» Ч. Д. Спилберга та Ю. Л. Ханина, методи-ка «Шкала тревожности» О. Кондаша. Представлены результаты сравнительного анализа особенностей переживания страхов у подростков из полных и неполных семей. Выявлено, что у подростков из неполных семей количество про-явления страхов больше по сравнению с подростками из полных семей; подросткам из полных и неполных семей свойственны переживания страхов и легкость их возникновения, но больше это свойственно подросткам из непол-ных семей; у подростков из неполных семей преобладает высокий и средний уровень проявления школьных страхов а у подростков из полных семей – средний уровень школьных страхов; у подростков из неполных семей преобладает высокий уровень личностной тревожности и низкий уровень реактивной тревожности, а у подростков из полных се-мей наоборот средний уровень реактивной и личностной тревожности. The article presents a theoretical analysis of different approaches to fear study in Psychology, as well as its classification and reasons of its emergence. Fear is the basic human’s emotion, which signals the state of danger; it depends on many external and internal, inborn and acquired factors. The reasons of fear can be divided into the following groups: inborn fear determinants, ex-ternal and internal reasons of fear emergence; real, imaginary ones, etc. Besides, researchers also distinguish such types of fears as natural, social, situational, personal, real, imaginary, acute, and chronic. The age period of adolescence is characterized by so-cial fears, which are primarily caused by the family relations, and especially it concerns single-parent families. The following empirical methods were used to reveal the peculiarities of showing fear by adolescents from two-parent and single-parent fami-lies: observation, conversation, techniques “Nonexistent animal”, “Draw and write down your fears”, “List of fears”, “Scale of the level of reaction and personal anxiety” by C. Spielberg and Yu. Khanin, “Scale of anxiety” by O. Kondash. The sample in-volved 200 adolescents aged from 11 to 14 years (100 surveyed from single-parent families and 100 surveyed from two-parent families). It has been revealed that adolescents from single-parent families have more fears than the ones from two-parent fami-lies. Adolescents from both single- and two-parent families are characterized by fear experience and easiness of their emergence, but anxiety is more particular for children from single-parent families. The medium and high levels of school fears expression is predominant for adolescents from single-parent families, while the ones from two-parent families show the medium level of fear expression. The surveyed from single-parent families are characterized by high level of personal anxiety and low level of reaction anxiety, while the surveyed from two-parent families have medium level of reaction and personal anxiety.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/5291
Appears in Collections:2015

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Wu Jing.pdf271.52 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.