Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/2101
Title: Electronic resources in teaching basic chemical disciplines at universities
Other Titles: Електронні ресурси у навчанні базових хімічних дисциплін в університетах
Электронные ресурсы в обучении базовым химическим дисциплинам в университетах
Authors: Derkach, T. M.
Деркач, T. M.
Деркач, T. M.
Keywords: higher education
basic chemical disciplines
learning style
information and communication technology
electronic resources
вища освіта
базові хімічні дисципліни
стилі навчання
інформаційно-комунікаційні технології
електронні ресурси
высшее образование
базовые химические дисциплины
стили обучения
информационно-коммуникационные технологии
электронные ресурсы
Issue Date: 2016
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Derkach T. M. Electronic resources in teaching basic chemical disciplines at universities / T. M. Derkach // Наука і освіта : наук.-практ. журнал . – 2016. – № 12. – С. 99– 110.
Abstract: The article goal is to examine the actual state of the use of electronic resources in teaching chemical disciplines, as well as to justify common approaches to the expedient choice of means of information and communication technology for learning. To achieve this goal, the following methods were used: questionnaire, survey of experts to determine the real state of the use of electronic resources in teaching chemical sciences; classification of available electronic resources to rank their expedience; computer testing to determine personal characteristics of the educational process participants and statistical methods using SPSS software package to interpret the experimental data obtained. The statistical analysis included a comparison of samples, data validation, dispersion tests for statistical significance difference (ANOVA package), and correlation analysis for metric (Pearson‟s statistics) and rank (W Kendall‟s statistics) variables. The actual state of the use of e- resources in teaching chemical disciplines was studied. Various parameters, such as functionality, demand for the use of a given resource in accordance with expert‟s opinion and correlations with students‟ preferred learning styles, were used for the classification of e-resources and for the identification of several groups for further analysis. A significant discrepancy between the necessary provision of learning process with e-resources and the real state of the problem was established on the base of experts‟ opinions. Two important aspects of the contradictions were revealed, namely the teachers recognize the need of usage of different types of e-resources but do not use some of them in their practice. The appraisal of expediency of the use of certain eresources is significantly different from the viewpoint of students and faculty. This creates prerequisites for reducing the effectiveness of the use of e-resources.Актуальність теми дослідження зумовлена недостатньою розробленістю дидактичних основ підготовки студентів із хімії в умовах інформатизації. Теорія та методика професійної освіти наразі не може відповісти на запитання, пов’язані із забезпеченням умов підвищення ефективності навчання із застосуванням засобів інфор-маційно-комунікаційних технологій. Метою статті є висвітлення реального стану використання електронних ресурсів у навчанні хімічних дисциплін, а також обґрунтування доцільності та загального підходу до вибору засобів інформаційно-комунікаційних технологій для навчання. Для досягнення поставленої мети було викори- стано наступні методи: анкетування, опитування експертів для визначення реального стану застосування електронних ресурсів для викладання хімічних дисциплін; класифікація для ранжирування доступних електронних ресурсів; комп’ютерне тестування для визначення особистісних характеристик учасників освітнього процесу; а також статистичні методи з використанням програмного пакету SPSS для інтерпретації отриманих експериментальних даних. Статистичний аналіз включав порівняння зразків, перевірку даних, дисперсійні тести для статистичної значущості різниці (пакет ANOVA) і кореляційний аналіз для метричних (статистика Пірсона) та рангових (W статистика Кендалла) змінних. Досліджено реальний стан застосування електронних ресурсів у навчанні хімічних дисциплін. Різні параметри, такі як функціональність, попит на використання ресурсу у навчанні за оцінками експертів, наявність кореляцій з переважаючими стилями навчання, були використані для класифікації всіх ресурсів на кілька груп для подальшого аналізу. Встановлено наявність значних розбіжностей між бажаним забезпеченням електронними ресурсами процесу навчання та реальним станом цього питання. Виявлено два важливих аспекти протиріччя: викладачі визнають необхідність застосування у викладанні різних типів ресурсів, зовсім не застосовуючи деякі з них на практиці. Оцінка доцільності використання деяких електронних ресурсів викладачами і студентами суттєво відрізняється. Це створює передумови для зниження ефективності використання електронних ресурсів.Актуальность темы исследования обусловлена недостаточной разработанностью дидактических основ подготовки студентов по химии в условиях информатизации. Теория и методика профессионального образования в настоящее время не может исчерпывающе ответить на вопросы, связанные с обеспечением условий для повышения эффективности обучения с применением средств информационно-коммуникационных технологий. Це- лью данной статьи является изучение реального состояния использования лектронных ресурсов в обучении химическим дисциплинам, а также обоснование целесообразности и общего подхода к выбору средств информационно-коммуникационных технологий для обучения. Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы: анкетирование, опрос экспертов для определения реального состояния применения электронных ресурсов для преподавания химических дисциплин; классификация для ранжирования доступных электронных ресурсов; компьютерное тестирование для определения личностных характеристик участников образовательного процесса; а также статистические методы с использованием программного пакета SPSS для интерпретации полученных экспериментальных данных. Статистический анализ включал сравнение образцов, проверку данных, дисперсионные тесты для статистической значимости разницы (пакет ANOVA) и корреляционный анализ для метрических (статистика Пирсона) и ранговых (W статистика Кендалла) переменных. Исследовано реальное состояние применения электронных ресурсов в обучении химическим дисциплинам. Различные параметры, такие как функциональность, спрос на использование ресурса по оценкам экспертов, наличие корреляций с предпочтительными стилями обучения студентов, были использованы для классификации ресурсов с выделением нескольких групп для дальнейшего анализа. Установлено наличие значительного несовпадения между необходимым, по мнению экспертов, обеспечением электронными ресурсами процесса обучения и существующим реальным состоянием этого вопроса. Выявлены два важных аспекта противоречия: преподаватели признают необходимость применения в преподавании различных типов ресурсов, при этом вообще не используют некоторые из них на практике. Оценка целесообразности применения некоторых электронных ре- сурсов преподавателями и студентами существенно отличается. Это создает предпосылки для снижения эффективности использования электронных ресурсов.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/2101
ISSN: 2311-8466
Appears in Collections:2016

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Derkach T. M..pdf615.49 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.