Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1872
Title: Національно-патріотичне виховання дітей та молоді в українській діаспорі: досвід, спроби переосмислення
Other Titles: Национально-патриотическое воспитание детей и молодежи в украинской диаспоре: опыт, попытки переосмысления
National patriotic education of children and youth in ukrainian diaspora: experience, attempts of rethinking
Authors: Джус, О. В.
Dzhus, Oksana
Keywords: національно-патріотичне виховання
творча спадщина
діти
молодь
діаспора
еміграція
українська освіта
громадськість
национально-патриотическое воспитание
творческое наследие
дети
молодежь
диаспора
эмиграция
украинское образование
общественность
national patriotic education
artistic heritage
children
youth
diaspora
emigration
Ukrainian education
society
Issue Date: 2016
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Джус О. В. Національно-патріотичне виховання дітей та молоді в українській діаспорі: досвід, спроби переосмислення / О. В. Джус // Наука і освіта : наук.-практ. журнал. – 2016. – № 10. – С. 76 – 81.
Abstract: У статті проаналізовано питання національно-патріотичного виховання дітей і молоді української діаспори у творчій спадщині видатних її представників. Показано місце і роль громадськості, церкви, молодіжних організацій у цьому процесі, здійснено спробу переосмислити напрацювання українського зарубіжжя у цій сфері в незалежній Україні. В статье проанализированы вопросы национально-патриотического воспитания детей и молодежи украинской диаспоры в творческом наследии выдающихся ее представителей. Показаны место и роль общественности, церкви, молодежных организаций в этом процессе, предпринята попытка переосмыслить наработки укра- инского зарубежья в этой сфере в независимой Украине. Вопрос национально-патриотического воспитания детей и молодежи в украинской диаспоре репрезентирован в творческом наследии А. Волошина, А. Животка, И. Огиенко, С. Русовой, В. Симович, С. Смаль-Стоцкого, С. Сирополка; И. Боднарук, А. Горохович, Е. Жарского, В. Леника, В. Лукаш-Боднарук, М. Пастернаковой, И. Петрив, П. Савчука, З. Сагана, В. Стецюка, П. Чуйка, В. Янива. Подготовку сознательных, национально ориентированных граждан Украины, которые достойно представляли свою страну в мире, ставили целью педагоги-эмигранты межвоенного периода. В их творчестве по-разному расставлены акценты национально-патриотического воспитания, но оно пронизывает всю проблематику их достояния: развитие школы и педагогики на украинских землях от древнейших времен; место и роль родного языка, национально-культурных достижений в обучении и воспитании подрастающих поколений украинцев; проектирование путей и способов развития национальных школ в независимой Украине; анализ новейших зарубежных педагогических идей и тому подобное. Большинство педагогов-эмигрантов межвоенного периода трактовали национально-патриотическое воспитание как государственную стратегию. Однако обстоятельнее эти вопросы представлены в творчестве Софии Русовой. Политические процессы середины XX в. обусловили формирование новой плеяды украинских педагогов-эмигрантов – последователей педагогических идей образовательных деятелей межвоенной эпохи. Вопрос национально-патриотического воспитания интерпрети-ровался в стержневых приоритетах творчества этих ученых: поиск воспитательного идеала украинца в диаспоре с учетом перспективы ассимиляционных процессов, вопросы сохранения национальной самоидентичности, предупреждения вырождения нации; определение путей активной социализации украинцев-эмигрантов в новейшем социокультурном пространстве (в том числе в условиях смешанных браков), психологические аспекты украинского образования за рубежом, внеучебная воспитательная деятельность с детьми и молодежью, проблемы украинских учебников и составления учебных программ. Центром национально-патриотического воспи- тания в диаспоре и мощным противодействием ассимиляционных процессам стал Союз украинской молодежи. Поиски воспитательного идеала за пределами родной земли нашли свое выражение в украинской воспитательной системе, принятой первым Всемирным Конгрессом Свободных Украинцев в 1967 году. Следовательно, возможно ретранслировать достижения украинцев-эмигрантов по национально-патриотическому воспитанию в современный контекст отечественной действительности, обозначенной процессами глобализации и обусловленными ею изменениями.The article deals with the issue of national patriotic education of children and youth of the Ukrainian diaspora in the artistic heritage of its famous representatives: A. Voloshyna, A. Zhyvotok, I. Ohniienko, S. Rusova, V. Simovych, S. Smal-Stotskyi, S. Siropolk, I. Bondaruk, H. Vashchenko, A. Horokhovych, E. Zharskyi, V. Lenyk, V. LukashBondaruk, M. Pasternakova, I. Petriv, P. Savchuk, Z. Sahan, V. Stetsiuk, V. Yaniv. Pedagogues-emigrants of the InterWar Period set a goal to prepare conscious, nationally oriented citizens of Ukraine, who would worthily present it in the world. They considered the national patriotic education in different ways, but this issue was one of main areas of their works: the development of education in Ukraine starting from ancient times, place and role of the Ukrainian language, traditions and customs in education of new generations of Ukrainians, designing ways for the development of national education in the independent Ukraine; review of the newest pedagogical ideas, etc. Most pedagogues-emigrants of the Inter-War Period regarded national patriotic education as a state strategy. Nevertheless, these issues are fully presented in the artistic heritage of Sophia Rusova. The political processes in the middle of the 20th century conditioned the formation of the new pleiad of the Ukrainian pedagogues-emigrants who were the adherents of the pedagogical ideas of the educators of the Inter-War Period. The issue of national patriotic education was interpreted in the priorities of these scholars’ works: the search for the new ideal of the Ukrainian in the diaspora considering the prospects of the assimilation processes, the national self-identity preservation, the prevention of the degeneration of the nationality; psychological aspects of the Ukrainian education abroad, etc. The centre of the national patriotic education in the diaspora and the powerful assimilator processes opposition at that time was the Ukrainian Youth Community.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1872
ISSN: 2311-8466
Appears in Collections:2016

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Джус О. В..pdf648.99 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.