Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1743
Title: Модель життєвих стратегій особистості з вадами здоров’я: способи оптимізації практикування в рекреаційній системі
Other Titles: Модель жизненных стратегий личности с проблемами здоровья: способы оптимизации практикования в рекреационной системе
Model of life strategies of an individual with impaired health: оptimization techniques of practicing in terms of the recreational system
Authors: Володарська, Н. Д.
Володарская, Н. Д.
Volodarska, N.
Keywords: життєва стратегія
розвиток життєвих стратегій особистості
діалогово-феноменологічна модель розвитку складових життєвих стратегій особистості
психологічна травма
кризові ситуації
рекреаційна система
жизненная стратегия
развитие жизненных стратегий личности
диалогово-феноменологическая модель развития составляющих жизненных стратегий личности
психологическая травма
кризисные ситуации
рекреационная система
life strategy
development of personality’s life strategies
dialogue-phenomenological model of the development of individual’s life strategies components
mental trauma
crisis situations
recreational system
Issue Date: 2016
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Володарська Н. Д. Модель життєвих стратегій особистості з вадами здоров'я: способи оптимізації практикування в рекреаційній системі / Н. Д. Володарська // Наука і освіта : наук.-практ. журнал. – 2016. – № 9. – С. 36 – 41.
Abstract: У статті проаналізовано складові життєвих стратегій особистості з вадами здоров’я, розвиток та корекція їх складових в індивідуальній та груповій формах роботи в умовах рекреаційної системи. Описано когнітивні, афективні, ціннісно-смислові та комунікативно-діяльнісні механізми, що можуть бути використані в діалогово-феноменологічній моделі розвитку складових життєвих стратегій.Проблема создания условий пребывания личности с проблемами здоровья в лагерях отдыха и лечения требует учета специфики ее эмоциональной сферы, жизненных стратегий, адаптационных возможностей. Поэтому возникает необходимость создания психологических центров консультаций по вопросам сопровождения детей с особыми потребностями в условиях рекреационной системы, что и актуализирует проблему исследования. Целью статьи является определение главных психологических основ жизненных стратегий личности с проблемами здоровья, разработка и апробация методов развития системы жизненных стратегий в условиях рекреационной системы. Был проведен експеримент с участием 120 студентов с проблемами здоровья и 122 здоровых студентов в возрасте от 16 до 22 лет. Обобщая основные психологические особенности жизненных стратегий личности с проблемами здоровья, были определены следующие составляющие: поведенческая (низкие проявления социальной активности, недоверчивость, замкнутость; конформность, зависимость, пассивность, скрытая агрессивность; реакция на стресс – страх, блокирование); эмоциональная (повышенная тревожность, впечатлительность и ранимость; эмоциональная неустойчивость; нерешительность, мягкость, скромность); мотивационно-волевая (низкий уровень мотивации достижения, избегание неуспеха и неудачи, повышенное чувство вины, низкая самооценка); когнитивная (сниженная работоспособность, повышенная утомляемость и истощаемость; неразвитость самоконтроля). Общий показатель осмысленности жизни респондентов с пробле- мами здоровья ниже по сравнению с показателями здоровых подростков, что характеризует неуверенность личности в собственных возможностях. Методы развития жизненных стратегий личности с проблемами здоровья направляются на восстановление линии времени через создание новой истории в диалоге с другими, осознание событий в прошлом и преобразования их в биографию, переживание событий прошлого и дистанционное отношение к ним. Были применены такие техники работы с больными: метод переживания травматического опыта в диалоге, упражнение «Веревка воспоминаний», технология «Я и мой ресурс», упражнение «Воспоминания на кончиках пальцев». По результатам формирующего эксперимента, нацеленного на разработку и подбор методов психологического сопровождения, получены положительные результаты. Так, высокий процент подростков, применяющих производительные жизненные стратегии в проблемных ситуациях, показывает эффективность методов воздействия. Примененные методики повышают уверен- ность в собственных возможностях, развитие собственной ценности, компетентности личности.The issue of creating the conditions for an individual with impaired health staying in summer camps and recreational institutions requires taking into account the specificity of its emotional sphere, life strategies and adaptive capacity. That is why there is the necessity of creating psychological centres providing consultations for people with special needs in terms of recreation. The article is aimed at determining the main psychological bases of life strategies of adolescents with impaired health, as well as the development and approbation of methods of the development of the system of life strategies in terms of recreation. The experiment involved 120 students with impaired health and 122 healthy students aged from 16 to 22. The following components of the main psychological peculiarities of life strategies of adolescents with impaired health have been distinguished: behavioural (low social activity, suspiciousness, conformity, passivity, hidden aggressiveness), emotional (increased anxiety, impressiveness, emotional instability, indecisiveness, shyness); motivational and volitional (avoiding failure, low self-esteem); cognitive (low working capacity level, increased fatigability). The general sense of purpose index of respondents with the impaired health is lower compared to healthy respondents, which is manifested in their self-distrust. The methods of life strategies development of an individual with impaired health are focused on the recovery of time line through the creation of a new story in a dialogue with others, realization of the events in the past and transforming them into biography. The following techniques aimed at the development of life strategies of adolescents with impaired health have been allocated: the method of experiencing the trauma through a dialogue, the exercise “The rope of memories”, the method “My resource and I”, the exercise “Memories on fingertips”. According to the research results, the positive changes have been noted. Thus, the applied techniques increase self-esteem, self-confidence and competence of adolescents with impaired health.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1743
ISSN: 2311-8466
Appears in Collections:2016

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Володарська Н. Д..pdf761.64 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.