Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1485
Title: Психологічні особливості аксіологічних настанов старшокласників в етнокультурному середовищі
Other Titles: Психологические особенности аксиологических установок старшеклассников в этнокультурной среде
Psychological peculiarities of axiological attitudes of senior school students in ethnocultural environment
Authors: Кобильнік, Лілія Миколаївна
Хомула, Ю. М.
Кобыльник, Лилия Николаевна
Kobylnik, Liliia
Khomula, Y.
Keywords: аксіологічні настанови
ціннісні орієнтації
старший шкільний вік
етнокультурне середовище
аксиологические установки
ценностные ориентации
старший школьный возраст
этнокультурная среда
axiological attitudes
values
senior school age
ethnocultural environment
Issue Date: 2016
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Кобильнік, Л. М. Психологічні особливості аксіологічних настанов старшокласників в етнокультурному середовищі / Л. М. Кобильнік, Ю. М. Хомула // Наука і освіта : наук.-практ. журнал. – 2016. – № 7. – С. 5-11.
Abstract: Статтю присвячено виявленню особливостей аксіологічних настанов у етнокультурному середовищі, визначенню психологічних умов їх формування. Уточнено зміст поняття «аксіологічні настанови особистості», «етнокультурне середовище». Проаналізовано проблему цінностей у психологічній науці. Виявлено залежність старшокласників від широкого соціального оточення. Визначено психологічні особливості формування ціннісних орієнтацій у старшому шкільному віці. Представлено результати експериментального дослідження ціннісних орієнтацій учнів.Цель статьи заключается в экспериментальном изучении психологических особенностей аксиологических установок старшеклассников в этнокультурной среде. В исследовании приняли участие 30 учащихся 10-11 классов. Анализируя результаты методики «Типы этнической идентичности», раскрыто, что доминирующим является положительный тип этнической идентичности – сочетание положительного отношения к собственному народу с положительным отношением к другим народам (28,0%). Другие типы этнической идентичности распределились следующим образом: этническая индифферентность, то есть размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности – 21,3%, этнофанатизм, то есть готовность идти на любые действия во имя так или иначе понятных этнических интересов – 17,0%, этноегоизм – напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп – 13,5%; этноизоляционизм, убежденность в превосходстве своего народа – 11,7%; этнонигилизм – уход от собственной этнической группы и поиски устойчивых социально-психологических ниш не по этническому признаку (7,5%). Выявлено, что у большинства школьников выражено положительное отношение к собственной нации, в то же время значительная часть учащихся выделяет свою этническую группу над другими. На основании данных диагностики, проведенной с помощью методики «Ценностные ориентации» (М. Рокич), можно говорить о следующих результатах: ведущими терминальными ценностями в жизни исследуемых школьников есть здоровье, продуктивная жизнь, удовольствие; ведущие группы ценностей – конкретные (31,2%) и абстрактные (31,5%). Ведущими инструментальными ценностями являются воспитанность, жизнерадостность, терпимость, честность, аккуратность, дисциплинированность, образованность, ответственность, трудолюбие, независимость; ведущие группы ценностей – ценности общения (15,5%), дела (16,6%) и ценности самоутверждения (17,7%). Наименьшую значимость имеют такие ценности, как стимуляция – потребность в разнообразии и глубоких переживаниях для поддержания оптимального уровня активности (5,9%), гедонизм – философское направление этики, который рассматривает радость от физического удовольствия высшим благом и условием счастья в жизни (6,0%) и власть (7,4%). Таким образом, результаты эксперимента показали, что для формирования аксиологических установок школьников нужно последовательно расширять и углублять представления учащихся о ценностных ориентациях в различных сферах жизни общества. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру аксиологических установок личности, можно определить, на какие цели направлена деятельность старшеклассника.The article deals with the experimental studying of psychological peculiarities of senior school students’ axiological attitudes in ethnocultural environment. The experiment involved 30 students of senior grades. Having analyzed the results of the method “Types of ethical identity” it has been revealed that the dominant type (28%) is a positive one – the combination of positive attitude towards one’s nation and towards other nationalities. Ethnic indifference, which means ethnical identity “diffusion”, expressed in the uncertain ethnic attitude, is manifested in 21,3% of students. Ethnic fanaticism, which means being ready to do anything for the sake of ethic interests is expressed in 17% of the surveyed. 13,5% of the respondents are characterized by the ethnic egoism – they feel anxious and irritated when communicating with the representatives of other ethnic groups; ethnic isolation (national supremacy) is expressed in 11,7% of students. 7,5% of the surveyed have manifested marks of ethnic negativism, which means ignoring one's own national belonging. According to the research results obtained with the help of the method “Values” (by M. Rokych) the dominant terminal values in the students’ life are health, pleasure, the main groups of values are concrete (31,2%) and abstract (31,5%). The main instrumental values are politeness, cheerfulness, fairness, carefulness, independency, etc. The main groups of values are communication values (15,5%), business (16,6%) and values of self-esteem (17,7%). This, the research results have shown that in order to form axiological attitudes in senior school students one should gradually widen and deepen their beliefs about values in different areas of life.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1485
ISSN: 2311-8466
Appears in Collections:2016

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Кобильнік Л. М., Хомула Ю. М..pdf582.38 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.