Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1157
Title: Самоздійснення як проблема гуманістичної психології
Other Titles: Самоосуществление как проблема гуманистической психологии
Self-realization as issue of humanistic psychology
Authors: Кузнецова, І. А.
Кузнецова, И. А.
Kuznetsovа, І. А.
Кузнєцова, Н. М.
Кузнецова, Н. Н.
Kuznietsova, N. N.
Keywords: самореалізація
структурні компоненти
сутність процесу самореалізації
специфічні властивості
гуманізація освіти
самоосуществление
структурные компоненты
суть процесса самоосуществления
специфические свойства
гуманизация образования
self-realization
structural components
humanity
the essence of the process of self-realization
specific properties
humanization of education
Issue Date: 2016
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Кузнецова, І. А. Самоздійснення як проблема гуманістичної психології / І. А. Кузнецова, Н. М. Кузнєцова // Наука і освіта : наук.-практ. журнал. – 2016. – № 2-3. – С. 129-134.
Abstract: Стаття розкриває проблеми процесу самоздійснення особистості в юнацькому віці у контексті гуманіс- тичного освітнього процесу. Дається визначення поняття «самоздійснення» з точок зору філософського, акмеологічного, психологічного підходів; розкриваються його специфічні властивості; проаналізовано структурні компоненти цього процесу та виявлено особливості формування самоздійснення в умовах навчальновиховного процесу вищої школи. Надано результати тестування студентів з метою з’ясування особливостей самоздійснення в юнацькому віці.Гуманизация образования направлена на раскрытие индивидуального потенциала человека. Основной ее целью должна быть не только передача определенных знаний, но и формирование активной личности, стремящейся к развитию, творчеству. Для реализации этой цели педагогический процесс необходимо организовывать таким образом, чтобы каждый из тех, кто учится, мог бы стать субъектом собственного развития. Самоосуществление – это непрерывный процесс реализации личностью своего внутреннего содержания, предусматривающий независимый выбор способа взаимодействия с миром и ответственность человека за совершенные поступки. С целью выяснения особенностей самоосуществления в юношеском возрасте было проведено исследование на базе Кременчугского национального университета имени Михаила Остроградского. В тестировании принимали участие студенты первого и четвертого курсов. Полученные экспериментальные данные свидетель- ствуют о том, что студенты первого курса в своей деятельности стараются избегать неудач, склонны к рискованным действиям. В них преобладает экстернальный локус контроля, что свидетельствует о том, что юноши и девушки этой возрастной группы недостаточно ответственные в поведении. Это говорит об осложнении процесса самореализации студентов младших курсов. Профессиональная направленность у них имеет достаточно высокие показатели, что обусловлено романтизацией выбранной профессии, недостаточной осознанностью своих потенциальных возможностей и специфики будущей профессии. Результаты исследования студентов четвертого курса позволяют констатировать, что они мотивированы на достижение успеха в своих делах, рискованное поведение не свойственно подавляющему большинству опрошенных. Это показывает cпособность старшекурсников сознательно планировать свою деятельность и предвидеть возможные результаты, активно включаясь в процесс самореализации. Большей части исследованных студентов четвертого курса присущ интернальный локус контроля, что говорит об их готовности отвечать за принятые решения и действия. Низкий уровень профессиональной направленности можно объяснить несоответствием ожиданий юношей и девушек реальному содержанию профессионального обучения; расхождением потенциальных возможностей и способностей студентов с требованиями выбранной профессии. Для обеспечения активного самоосуществления студентов рекомендовано проведение социально-психологического тренинга.Humanization of education is aimed at the disclosure of individual human potential. Its main goal should be not only the transfer of specific knowledge, but also the formation of an active personality, striving for the development and creativity. To achieve this goal the pedagogical process should be organized in such a way that every student could be the subject of his/her own development. Self-realization is considered as a continuous process of implementing one’s own content, providing the independent choice of the way of interaction with the world as well as responsibility for the committed actions. In order to reveal the peculiarities of self-realization in adolescence and early adulthood there has been conducted an empirical research on the basis of Kremenchuk Mykhailo Ostrohradskyi National University. The first- and fourth-year students have taken part in the survey. The obtained experimental data show that first-year students do their best to avoid failures, they are prone to risk. They are also characterized by the external locus of control, which means that girls and boys of this age group are not responsible in their behaviour. This complicates the process of their self-realization. Professional orientation is considered to be rather important for them, which is caused by the idealization of the chosen occupation, insufficient awareness of their potential opportunities and the specificity of the future profession. The fourth-year students are motivated to achieve success in everything they do; most of them are not prone to risk. It speaks for their ability to plan their activities consciously and predict possible results, actively getting into the self-realization process. Most of them are characterized by the internal locus of control, which means they are ready to be responsible for their behaviour and acts. The low level of professional orientation can be explained by the discrepancy between their expectations and real content of their professional training, as well as potential capabilities and their real abilities. In order to provide active self-realization the surveyed should take part in a specially organized psychosocial training.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1157
ISSN: 2311-8466
Appears in Collections:2016

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Кузнецова І. А., Кузнєцова Н. М..pdf238.42 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.