Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1776
Title: Сценічні переживання виконавця: психологічний нарис
Other Titles: Сценические переживания исполнителя: психологический очерк
Performer’s onstage experiences: psychological sketch
Authors: Саннікова, Анастасія Олександрівна
Санникова, Анастасия Александровна
Sannikova, Anastasiia
Keywords: сценічні переживання
сценічний бар’єр
дискомфорт
деструктивність
особистість виконавця
оптимальна концертна готовність
сценічний комфорт
сценические переживания
сценический барьер
дискомфорт
деструктивность
личность исполнителя
оптимальная концертная готовность
сценический комфорт
onstage comfort
onstage experiences
performer’s barrier
discomfort
destructiveness
performer’s personality
optimal readiness for a concert
Issue Date: 2016
Publisher: Південноукраїнський національній педагогічній університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Саннікова А. О Сценічні переживання виконавця: психологічний нарис / А. О. Саннікова // Наука і освіта : наук.-практ. журнал. – 2016. – № 9. – С. 129–134
Abstract: У статті презентовано результати дослідження уявлень науковців і визначних виконавців про сценічні переживання як один із видів психологічних бар’єрів у творчій діяльності співаків, музикантів, акторів тощо. Показано, що загальне сценічне хвилювання охоплює дві групи станів, які відрізняються своєю цілеспрямованістю і локалізацією. Розглянуто підходи до вивчення сценічного хвилювання. Встановлено, що саме сценічний дискомфорт деструктивно впливає на характеристики сценічної діяльності виконавців, на емоційно-художній рівень виконання музичного твору та викликає появу сценічних бар’єрів. В статье презентуются результаты исследования представлений ученых и выдающихся исполнителей о сценических переживаниях как об одном из видов психологических барьеров в творческой деятельности певцов, музыкантов, актеров и т.п. Установлено, что проблема сценического волнения в музыкальном или актерском ис-полнении рассматривается в контексте деструктивного влияния на одну из значимых характеристик сценической деятельности эмоционально-художественный уровень исполнения музыкального произведения. Сценический дискомфорт может способствовать появлению сценических барьеров. Сценические барьеры в этой работе понимаются как негативно окрашенные соматические, эмоциональные, интеллектуальные и поведенческие проявления, которые выражаются в торможении, сопротивлении, ограничении и возникновении субъективно непреодо- лимых препятствий, блокирующих сценическую деятельность и мешающих достижению успеха и преодолеваемых только в процессе определенной психологической работы. Данное явление объективно демонстрирует расхождение целей и результатов исполнительской деятельности; как субъективное явление сценические барьеры проявляются в сценических переживаниях разного рода; как психологический феномен – существуют только в сценической деятельности исполнителя. Особенность психических состояний, в том числе сценических барьеров, переживаемых актерами, певцами, музыкантами на сцене, обусловлена многими факторами, среди которых мож- но условно выделить факторы внешнего и внутреннего порядка. Когда речь идет о внешних факторах, имеется в виду то, что сценический барьер вызван самим событием выступления на сцене, объективными обстоятельствами (репетиция, концерт, спектакль, экзамен, конкурс и т.д.). Внутренние факторы характеризуют сценические барьеры, вызванные проявлениями индивидуально-психологических свойств личности: эмоциональным состоянием, недовольством, огорчением, апатией, агрессией, внутренним беспокойством, тревогой, страхом и внутренними конфликтами и т.п. Сделан вывод о том, что оценка «независимых» внешних обстоятельств, «объективных» факторов сценических барьеров, как и степень их переживания, находятся под влиянием личностного отражения сценической ситуации исполнителем.The paper presents the results of reviewing scholars and distinguished performers’ points of view concerning onstage experiences as one of the kinds of psychological barriers that singers, musicians, actors, etc. face in their creative work. It has been found that musician or actor’s performance anxiety is considered, as a rule, in terms of its destructive influence on emotional and artistic level of performing a musical work, which is one the significant features of performing onstage. Performance discomfort may cause performer’s barriers. In this work, performer’s barriers are understood as negative somatic, emotional, intellectual and behavioural demonstrations expressed in inhibition, resistance, limitations as well as subjectively insurmountable barriers that block performer’s activity, interfere with achieving success, and can be overcome due to targeted psychological work. This phenomenon demonstrates the difference between the aims and results of the performance objectively; as a subjective phenomenon, performer’s barriers are reflected in onstage emotional experiences of different kinds; as a psychological phenomenon, they exist only in performer’s onstage activity. The specificity of mental states (including performer’s barriers) experienced by actors, singers, musicians onstage is determined by various factors, which can be divided into external and internal ones. External factors imply that performer’s barriers were caused by the very performance onstage and some external circumstances (rehearsal, concert, stage play, exam, contest, etc.). Internal factors characterise barriers caused by demonstrations of individually psychological personal qualities: emotional states, dissatisfaction, disappointment, apathy, aggression, inner agitation, anxiety, fear and mental conflicts, etc. The assessment of “independent” external circumstances, “objective” factors of performer’s barriers as well as the extent to which they are experienced depend on performer’s personal view of the situation onstage.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1776
ISSN: 2311-8466
Appears in Collections:2016

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Саннікова А. О..pdf630.64 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.