Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1418
Title: Створення інклюзивного освітнього середовища в сучасних навчальних закладах
Other Titles: Создание инклюзивной образовательной среды в современных учебных заведениях
Creating inclusive educational environment In modern educational institutions
Authors: Поліхроніді, А. Г.
Полихрониди, А. Г.
Polikhronidi, A.
Keywords: інклюзивна освіта
інклюзивне освітнє середовище
діти з особливими освітніми потребами
инклюзивное образование
инклюзивная образовательная среда
дети с особыми образовательными потребностями
inclusive education
inclusive educational environmen
children with special educational needs
Issue Date: 2016
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Поліхроніді, А. Г. Створення інклюзивного освітнього середовища в сучасних навчальних закладах / А. Г. Поліхроніді // Наука і освіта : наук.-практ. журнал. – 2016. – № 6. – С. 82-85.
Abstract: У статті розкрито сутність та специфіку інклюзивного освітнього середовища, створення якого передбачено концепцією інклюзивної освіти. Охарактеризовано структурні компоненти інклюзивного освітнього середовища, наведено можливі перешкоди у його створенні та критерії аналізу.В статье отмечено, что концепция инклюзивного образования отражает одну из главных демократических идей – все дети являются ценными и активными членами общества. Инклюзивное образование предполагает создание образовательной среды, которая бы соответствовала потребностям и возможностям каждого ребенка, независимо отособенностей его психофизического развития. В связи с этим представлена современная трактовка понятия «инклю- зивная образовательная среда», охарактеризованы ее структурные компоненты: пространственно-предметный, содержательно-методический, коммуникативно-организационный. Акцентировано внимание на необходимости применения средового похода в обучении детей с особыми потребностями, а также на ряде требований, обеспечивающих специфику организации и реализации этого процесса. Отмечены специфические средовые ресурсы, способствующие доступности и оптимизации различных видов детской деятельности. При создании инклюзивной образова- тельной среды возможно появление определенных ограничений (нормативно-правовые, финансово-экономические, организационно-методические, социокультурные). В связи с этим предложены критерии анализа инклюзивной образовательной среды: уровень архитектурной доступности; состояние специальных условий для получения образова- ния детьми с особыми потребностями; кадровые условия реализации программ общего образования; опыт сетевого взаимодействия организаций, осуществляющих образовательную деятельность субъекта для организации инклюзивной практики. Отмечен недостаток специальных высококвалифицированных кадров для реализации концепции инклюзивного образования в учебных заведениях. Сделан вывод о том, что инклюзивная образовательная среда как вид образовательной среды обеспечивает для всех субъектов образовательного процесса возможности эффективного саморазвития. Реализация средового подхода в инклюзивном образовании позволит расставить новые акценты в некоторых вопросах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, обеспечить дальнейшее творческое развитие.It is emphasized in the paper that the idea of inclusive education reflects one of the major democratic ideas – all the children are important and active members of the society. Inclusive education involves creating educational environment which corresponds to the requirements and capabilities of every child regardless of his/her special needs. In this context, contemporary interpretation of the concept of inclusive educational environment is represented in the paper; its structural components are characterized: space and subject, content and methodical, communicative and organizational. The attention is paid to the necessity for using environmental approach to teaching children with special needs as well as to a number of requirements facilitating specific organization and implementation of this process. Specific environmental resources providing availability and optimization of different types of child activity are specified. In the process of creating inclusive educational environment, some restrictions are possible to arise (regulatory, financial and economic, organization and methodical, sociocultural). In that context, the criteria of analyzing inclusive educational environment are offered: the level of architectural access; the state of special facilities necessary for obtaining education by children with special needs; personnel required for implementing the general education programmes; experience in network cooperation of organizations performing educational activity for organizing inclusive practice. The author has noticed the lack of special skilled workforce for implementing the conception of inclusive education at educational institutions. It has been concluded that inclusive educational environment as a kind of educational environment which provides all the participants of educational process with opportunities for effective self-development. Implementation of the environmental approach in inclusive education will make it possible to highlight some new keypoints on the issues of teaching and educating children with special educational needs, to provide further creative development.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1418
ISSN: 2311-8466
Appears in Collections:2016

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Поліхроніді А. Г..pdf376.21 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.