Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/772
Title: Компоненти і критерії підготовленності майбутніх учителів фізичної культури до формування здоров'язбережувального середовища
Other Titles: Компоненты и критерии подготовленности будущих учителей физической культуры к формированию здоровьесберегающей среды
Componetnts and criteria of future physical culture teachrs' preparedness for healtn saving environment formation
Authors: Богатов, Андрій Олексійович
Богатов, Андрей Алексеевич
Bohatov, Andrii Oleksiyovych
Keywords: підготовленість
здоров’язбереження
майбутні учителі фізичної культури
освітнє середовище
компоненти
критерії
структурні складові
організація навчального процесу
подготовленность
здоровьесбережение
будущие учителя физической культуры
образовательная среда
компоненты
критерии
структурные составляющие
организация учебного процесса
preparedness
health saving principles
future Physical culture teachers
educational environment
components
criteria
structural components
organization of the educational process
Issue Date: 2016
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Богатов А. О. Компоненти і критерії підготовленності майбутніх учителів фізичної культури до формування здоров'язбережувального середовища / А. О. Богатов // Наука і освіта : наук.-практ. журнал. – 2016. – № 1. – С. 67-72.
Abstract: У статті визначено і надано характеристику компонентам і критеріям підготовленості майбутніх учителів фізичної культури до організації здоров’язбережувального середовища. Виокремлено мотиваційно-ціннісний, когнітивний, операційно-діяльнісний, рефлексивний компоненти; виділено наступні критерії підготовленості: ціннісний, гносеологічний, організаційно-конструктивний та оцінно-рефлексивний. Уточнено поняття «здоров’язбережувальна діяльність учителя фізичної культури»; пропонуються твердження «формування здоров’язбережувального освітнього середовища навчального закладу»; «здоров’язбережувальна раціональна організація нвчального процесу»Изучены и охарактеризованы компоненты подготовки и критерии оценки сформированности подготовленности будущих учителей физической культуры к организации здоровьесберегающей среды. Выявлено, что для формирования здоровьесберегающей образовательной среды необходимо высокое мастерство педагога, которое реализует образовательный процесс на основе ключевых принципов: индивидуализации; наглядности; гармоничности и всестороннего развития личности; учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся; связи теории с практикой; системно- сти и последовательности; повторения. Выделены мотивационно-ценностный (выражался в осознании ценностного отношения к деятельности, направленной на укрепление и сохранение здоровья, формирование здоровьесберегающей образовательной среды), когнитивный (включал наличие у студентов стабильных знаний, умений и навыков относительно формирования здоровьесберегающей образовательной среды), операционно-деятельностный (обеспечивал ос- воение методических и практических приемов использования знаний с целью усвоения способов деятельности, формирование умений и навыков в организации и управлении формированием здоровьесберегающей образовательной средой учебного заведения), рефлексивный компоненты (обеспечивал процесс познания педагога себя как профессионала, своего внутреннего мира, анализ собственной деятельности, осознание того, как его воспринимают участники образовательного процесса). Для оценки уровней подготовленности были выбраны следующие критерии: ценностный (содержал информацию об объективном представлении и мотивации будущего учителя физической культуры к профессиональной деятельности, направленной на формирование здоровьесберегающей образовательной среды), гносеологический (предусматривал оценку осведомленности по формированию здоровьесберегающей образовательной среды), организационно-конструктивный (обеспечивал оценку умений, навыков и приобретенного опыта в здоровьесберегающей образовательной деятельности) и оценночно-рефлексивный (был направлен на оценку умений, навыков и приобретенного опыта в здоровьесберегающей образовательной деятельности). Уточнено понятие «здоровьесберегающая деятельность учителя физической культуры»; предлагаются утверждения «формирование здоровьесберегающей образовательной среды учебного заведения»; «здоровьесберегающая рациональная организация учебного процесса». Определено, что формирование здоровьесберегающей образовательной среды учебного заведения предусматривает рациональную организацию учебно-воспитательного процесса. Организация обучения должна строиться на основе соблюдения принципов видеоэкологичекого пространства, здорового образа жизни, использования дыхательно-восстановительных, оздоровительно-развивающих, здоровьесберегающих технологий, проведения двигательных перерывов с элементами психоэмоциональной разгрузки, соблюдение правил гигиены. The article deals with the components of preparation and evaluation criteria of future Physical culture teachers’ preparedness for health saving environment organization. It has been revealed that for the formation of health saving educational environment a teacher should have the high proficiency level, which implements the educational process on the basis of the following principles: individualization, demonstrativeness, balance, all-round development of a personality, considering individual and age characteristics of students, bonds between theory and practice, consistency, etc. The following components have been distinguished: motivational and axiological (which manifests itself in understanding axiological attitude towards professional activities, oriented at promoting and saving health, forming health saving educational environment), cognitive (involving students’ knowledge, abilities and skills in terms of creating health saving educational environment), operational and activity (providing acquisition of methodic and practical tools of using knowledge for the adoption of new forms of activities, the formation of skills in the field of organization and management of health saving educational environment at a higher educational institution), reflexive (providing the process of perceiving oneself as a professional, accepting one’s own inner world; the analysis of one’s own activities, etc.). The following criteria have been selected for the estimation of preparedness levels: axiological (involving information about the motivation of future Physical culture teachers to professional activities focused on the formation of health saving educational environment), epistemological (providing the assessment of knowledge in the field of health saving educational environment formation), organizational and constructive (providing estimation of knowledge, abilities, skills and experience in the sphere of health saving educational environment), as well as axiological and reflexive (oriented at the assessment of skills, knowledge and experience gained in health saving educational environment). It has been also revealed that the formation of health saving educational environment provides rational organization of the educational process. It should be based on the principles of videoecology, healthy living, using recreational health saving technologies, keeping health and safety policy, etc.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/772
ISSN: 2311-8466
Appears in Collections:2016

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Богатов А. О..pdf245.2 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.