Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/716
Title: Сутність і компонентна структура фахової культури майбутніх учителів музики
Other Titles: Сущность и компонентная структура специальной культуры будущих учителей музыки
Essence and component structure of future music teachers' specialty culture
Authors: Ашихміна, Наталія Віталіївна
Ashykhmina, Nataliia Vitaliivna
Ашихмина, Наталья Витальевна
Keywords: культура
фах
професійна культура
фахова культура
фахове навчання
майбутній учитель музики
культура
специальность
профессиональная культура
специальная культура
специальное обучение
будущий учитель музыки
culture
specialty
professional culture
specialty culture
special training
future music teacher
Issue Date: 2016
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Ашихміна, Н. В. Сутність і компонентна структура фахової культури майбутніх учителів музики / Н. В. Ашихміна // Наука і освіта : наук.-практ. журнал . – 2016. – № 1. – С. 42-47.
Abstract: У статті розглянуто проблему формування фахової культури студентів у процесі музичного навчання в педагогічних університетах. Здійснено теоретичний аналіз наукової літератури з означеного питання. Порівняно феномени професійної та фахової культури особистості. Уточнено специфіку фахового навчання майбутніх учителів музики. Визначено сутність, зміст і компонентну структуру фахової культури студентів мистецько-педагогічних вишів. В статье рассмотрена проблема формирования специальной культуры студентов в процессе музыкального обучения в педагогических университетах. Осуществлен теоретический нализ научной литературы по данному вопросу.Обращено внимание на схожесть и различия феноменов «профессиональная культура» и «специальная культура». Указано, что понятие профессиональной культуры шире по своей сути. Оно характеризует системы профессиональных идей, профессионально-ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и реализации технологий профессиональной деятельности. Под специальной культурой большинство ученых понимают комплексное образование личности, которое отражает уровень развития еѐ специальных знаний, навыков, умений, качеств и является личностно-профессиональной основой для успешного выполнения будущих профессиональных обязанностей. Автором отмечена связь культуры со специальной подготовкой будущих учителей музыки – культура свойственна музыкально-педагогической деятельности и выступает характеристикой еѐ качества. Поэтому сделано предположение, что понимание культуры как особого способа организации специального, в том числе музыкального, обучения студентов может быть определяющим методологическим средством изучения их специальной культуры. Сущностная характеристика специальной культуры учителя музыки в статье рассмотрена через призму еѐ основных структурных подсистем. В их качестве выступают: мотивационно-ценностная, знаниевая, художественно-интерпретационная, личностно-эмоциональная, творческая, организационно-коммуникативная, регулятивная подсистемы. Уточнение педагогических трактовок понятий «специальность» и «профессиональная культура будущего учителя музыки» позволило автору определить специальную культуру как комплексное, интегративное образование, которое отражает уровень развития ху-дожественно-профессиональных и специальных знаний, умений, качеств студента и потенциально продуцирует надежную личностно-специальную основу для успешного творческого выполнения будущих профессиональных обязанностей в области художественного образования. В статье сделан вывод о том, что формирование исследуемого феномена обусловлено изменениями мотивационной, познавательной, рефлексивной и художественно-творческой сфер студентов. Компонентами структуры специальной культуры будущих учителей музыки являются: мотивационно-ценностный, когнитивно-технологический и рефлексивно-творческий. Мотивационно-ценностный компонент характеризует проявление интереса будущих учителей музыки к специальному обучению, стремление к приобретению специальных компетенций в области музыкального образования, осознание ценности обучения и важности музыкально-педагогического самосовершенствования, расширения исполнительного, художественно-педагогического, методического опыта. Когнитивно-технологический обусловливает приобретение необходимой базы специальных знаний, умений и навыков, а также развитие умений адекватно и эффективно использовать приобретенный специальный опыт. Рефлексивно-творческий компонент характеризует степень проявления музыкально-педагогической направленности специальной подготовки студентов, развитость у них творческого мышления и способности к анализу специальной художественно-педагогической деятельностThe article deals with the issue of the formation of university students-future Music teachers’ specialty culture in the process of studying at pedagogical universities. A theoretical review of scientific literature concerning this issue has been carried out. Special attention has been paid to the similarity and differences between the phenomena “professional culture” and “specialty culture”. It has been stated that the concept of professional culture is wider in itself. It characterizes the systems of professional ideas, professionally-axiological orientation and personal qualities, general ways of cognition and implementation of the technologies of professional activities. Specialty culture is considered by most scientists as a complex education of a personality, which reflects the level of the development of special knowledge, abilities, skills and qualities and is a personal professional basis for the successful performance of future professional duties. The author emphasizes the bonds between culture and special preparedness of future Music teachers, because culture is peculiar to music pedagogical activity and is considered as the characteristics of its quality. That is why the understanding of culture as a method of organizing special, including music, education can be a determinative methodological means for studying specific culture. The main structural subsystems of a future Music teachers’ specialty culture have been distinguished and they are the following: motivation and axiological, knowledge, artistic and interpretational, personally-emotional, creative, organizational and communicative, regulative. The structural components of future Music teachers are considered to be the following: motivation and axiological, cognitive and technological, reflexive and creative. The motivation and axiological component characterizes the manifestation of future Music teachers’ interest in special training, striving for obtaining special competences in Music, understanding the significance of studying and self-development, etc. The cognitive and technological component provides the acquisition of special knowledge and skills as well as abilities of adequate using the obtained special experience in practice. The reflexive and creative component characterizes the level of manifestation of music pedagogical orientation of special training, maturity of students’ creative thinking and capabilities for the analysis of special artistic and pedagogical activity.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/716
ISSN: 2311-8466
Appears in Collections:2016

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Ашихміна Н. В..pdf250.03 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.