Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/5955
Title: Експериментальне дослідження формування професійно-творчого потенціалу майбутніх вихователів дошкільних навчальних закладів
Other Titles: Экспериментальное исследование формирования профессионально-творческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений
Experimental research of forming future preschool teachers’ professionalism and creativity
Authors: Листопад, Олексій Анатолійович
Листопад, Алексей Анатольевич
Lystopad, Oleksiy Anatoliyovych
Keywords: творчість
професійно-творчий потенціал
формування потенціалу
дошкільні навчальні заклади
вихователі
творчество
профессионально-творческий потенциал
формирование потенциала
дошкольные учебные заведения
воспитатели
creativity
professional and creative potential
formation of the potential
preschool educational institutions
preschool teachers
Issue Date: 2015
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Листопад О. А. Експериментальне дослідження формування професійно-творчого потенціалу майбутніх вихователів дошкільних навчальних закладів / О. А. Листопад // Наука і освіта. - 2015. - №9. - С.125-131.
Abstract: У статті здійснено аналіз особливостей формування професійно-творчого потенціалу майбутніх вихователів дошкільних навчальних закладів. Визначено критерії та показники сформованості професійно-творчого потенціалу майбутніх вихователів дошкільних навчальних закладів. Представлено результати експериментального досліджен-ня формування професійно-творчого потенціалу майбутніх вихователів дошкільних навчальних закладів. В статье осуществлен анализ особенностей формирования профессионально-творческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Творчество понимается как умственная и практическая деятельность, результатом которой является создание оригинальных личностных и социально значимых ценностей, установление новых фактов, свойств, закономерностей, а также методов, которые раньше для определенного кон-кретного субъекта были неизвестны, и преобразование на этой основе в прогрессивном плане материального мира или духовной культуры. Исследование проблемы творчества в теории и практике подготовки будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений к профессиональной деятельности показало, что творчество рассматри-вается в пяти контекстах: как результат подготовки (развитие творческой личности, сформированность творческого потенциала, сформированность творческих способностей), уровень готовности, условие эффективной профессио-нальной подготовки, этап подготовки. Педагогические условия формирования профессионально-творческого потен-циала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений предусматривают: направленность содер-жания учебных дисциплин на раскрытие сущности и ценности педагогического творчества в профессиональной дея-тельности; обеспечение эмоциональной регуляции формирования профессионально-творческого потенциала; педа-гогическое сопровождение индивидуальной траектории формирования профессионально-творческого потенциала студентов. Методика реализации экспериментальной модели обеспечивалась педагогическими условиями формиро-вания профессионально-творческого потенциала, которые реализовывались благодаря совокупности процедур, на-правленных на осуществление целенаправленной поэтапной реализации целей и задач методики, развертывание ее содержания с помощью научно выделенных закономерностей, методических принципов, методов и форм организа-ции учебного процесса. В статье определены критерии и показатели сформированности профессионально-творческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностно-организационный. Представлены результаты экспериментального иссле-дования формирования профессионально-творческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образова-тельных учреждений. Результаты уровней сформированности профессионально-творческого потенциала на форми-рующем этапе, сравнительно с констатирующим этапом, позволили выявить значительные позитивные изменения в экспериментальной группе в отличие от контрольной, где состоялись несущественные позитивные сдвиги, что дока-зало эффективность проведенной работы по формированию профессионально-творческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений. The research aimed at revealing peculiarities of forming future preschool teachers’ professional and creative poten-tial is carried out. Creativity is considered as cognitive and practical activity, which results in creating unique personal and socially important values, learning new facts, properties and regularities, as well as methods, which earlier were unknown to a subject of this activity. The theoretical review has allowed to determine that creative activity is consi-dered in five directions: as a result of training (development of a creative personality, creativity maturity, maturity of creative abilities), a level of preparedness, a condition of efficient professional training, and a stage of training. Peda-gogical conditions of future preschool teachers’ professionalism and creativity formation provide orientation of sub-jects at revealing the essence and importance of pedagogical creativity in professional activities; ensuring emotional regulation of professionalism and creativity formation; pedagogical support of the process of forming students’ profes-sionalism and creativity. The implementation technique of experimental model was carried out with the help of peda-gogical conditions of forming professional and creative potential, oriented at performing purposeful gradual implement-ing aims and tasks of the technique, revealing its contents with the help of scientifically grounded rules, methodical principles, methods and forms of educational process realization. The following criteria and indicators of future pre-school teachers’ professionalism and creativity maturity have been distinguished: value-motivational, cognitive, activity and organizational. The results of the carried out experimental research aimed at revealing peculiarities of preschool teachers’ professionalism and creativity formation are presented in the article. The results of the summative assessment, compared to the formative one, reveal significant positive changes in the experimental group compared to control one. It has proved the efficiency of the carried out work aimed at forming preschool teachers’ professionalism and creativity.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/5955
Appears in Collections:2015

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Lystopad.pdf269.74 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.