Please use this identifier to cite or link to this item:
dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/5953
Title: | Сутність світоглядно-мотиваційного компонента в структурі здоров’язбережувальної компетентності майбутніх соціальних педагогів |
Other Titles: | Сущность мировоззренческо-мотивационного компонента в структуре здоровьесберегающей компетентности будущих социальных педагогов Essence of ideologically-motivational component in structure of future social pedagogues’ health-saving competence |
Authors: | Костюченко, Тетяна Миколаївна Костюченко, Татьяна Николаевна Kostiuchenko, Tetiana Mykolaivna |
Keywords: | компетентність здоров’я здоров’язбереження структура здоров’язбережувальної компетенції компонент критерій компетентность здоровье здоровьесбережение здоровьесберегающая компетентность структура здоровьесберегающей компетентности компонент критерий competence health health protection health-saving competence structure of health-saving competence component criterion |
Issue Date: | 2015 |
Publisher: | Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського |
Citation: | Костюченко Т. М. Сутність світоглядно-мотиваційного компонента в структурі здоров’язбережувальної компетентності майбутніх соціальних педагогів / Т. М. Костюченко // Наука і освіта. - 2015. - №9. - С.112-117. |
Abstract: | У статті розглянуто сутність і структура здоров’язбережувальної компетентності; визначено поняття «здоров’язбережувальна компетентність» на основі зіставлення понять «компетентність», «здоров’я», «здо-ров’язбереження». Визначено основні показники здорового образу життя, що забезпечують організацію фахової підготовки майбутнього соціального педагога до здоров’язбережувальної компетентності. Світоглядно-мотиваційний компонент відображає особистісно-ціннісний аспект здоров’язбереження особистості та ви-значає здоров’я як результат самопізнання, оскільки від стану здоров’я залежить зміст відповідей на запи-тання про роль особистості у світі та суспільстві, світовідчуття, світоуявлення, світорозуміння, світо-сприйняття, тобто світогляду особистості.На основе анализа научных работ в направлении современных проблем в подготовке будущих социальных педагогов в компетентностном измерения социальной сферы рассмотрены сущность и структура здоровьесбере-гающей компетентности; определено понятие «здоровьесберегающая компетентность» на основе сопоставления понятий «компетентность», «здоровье», «здоровьесбережение». Здоровье определяем как одну из наиболее глав-ных ценностей человека и характеризуем как свойство личности, направленное на сохранение физического, соци-ального, психического и духовного здоровья – своего и окружающих. Здоровьесберегающая компетентность со-циального педагога рассматривается как интегральная характеристика личности, которая позволяет успешно от-вечать на индивидуальные и социальные нужды, действовать в конкретных условиях, выполнять поставленные задачи в отношении здоровья своего и других людей. Она обеспечивает организацию здорового образа жизни в физической, социальной, психической, духовной сферах и организацию своего труда. Основным критерием этой компетентности является состояние оптимального соответствия, гармонии между физическим, психическим и со-циальным аспектами жизнедеятельности человека. Формирование этой компетентности охватывает ряд жизнен-ных навыков (компетенций), способствующих здоровому образу жизни: физические, психические и социальные. Здоровый образ жизни отражает систему жизнедеятельности будущих специалистов социально-педагогической сферы, которая характеризуется единством и целесообразностью своих структурных компонентов. Процессы са-моорганизации и самодисциплины способствуют повышению адаптивных возможностей организма, делают воз-можной полноценную саморегуляцию своих внутренних ресурсов и способностей в общекультурном, профессио-нальном (компетентностном) развитии и жизнедеятельности в целом. В условиях здорового образа жизни ответ-ственность за здоровье у будущих социальных педагогов формируется как часть компетентностного развития и проявляется в единстве положительных установок, проектировании содержания, средств и технологий здоровьес-бережения. Мировоззренчески-мотивационный компонент отражает личностно-ценностный аспект здоровьесбе-режения личности и определяет здоровье как результат самопознания, поскольку от состояния здоровья зависит содержание ответов на вопросы о роли личности в мире и обществе, мироощущении, миропредставлении, миро-понимании, мироощущении, то есть мировоззрении личности.The essence and structure of health-saving competence is considered on the basis of reviewing a number of scientific sources in the direction of the contemporary issues of future social pedagogues’ training. The concept of ―health-saving competence‖ is described by comparing notions of ―competence‖, ―health‖, and ―health protection‖. Health is considered as one of the most important human values and is characterized as a personal property, aimed at preserving physical, so-cial, mental and spiritual health. Health-saving competence of social pedagogues is considered as an integral characteristic of a personality, which helps to implement individual and social requirements and demands, to act under specific circum-stances, to carry out certain tasks concerning one’s own and others’ health. It helps to organize a healthy lifestyle in physi-cal, social, mental and spiritual and work spheres. The main criterion of this competence is the state of optimal correspon-dence and harmony between physical, mental and social aspects of human life. The formation of this competence covers a range of physical, mental and social skills (competencies), which promote a healthy lifestyle. Healthy lifestyle is a life sys-tem, which is characterized by unity and expediency of its structural components. The processes of self-organization and self-discipline increase adaptive organism abilities, promote regulating its inner resources and abilities in vital, sociocultur-al and professional development. Responsibility for one’s health in future social pedagogues is forming as a part of compe-tence development and manifests itself in the complex of positive attitudes, developing means and techniques of health protection. Ideologically-motivational component reflects the personally-valuable aspect of health protection and defines health as a result of self-cognition, because state of health defines all aspects of human life and worldview. |
URI: | dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/5953 |
Appears in Collections: | 2015 |
Files in This Item:
File | Description | Size | Format | |
---|---|---|---|---|
Kostiuchenko.pdf | 260.37 kB | Adobe PDF | View/Open |
Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.