Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/5837
Title: Відповідність викликам сьогодення як принцип добору змісту навчання у процесі формування культури безпечної життєдіяльності студентів
Other Titles: Соответствие вызовам современности как принцип отбора содержания обучения в процессе формирования культуры безопасной жизнедеятельности
Correspondence to modern challenges as principle of syllabus selection in forming students’ safety culture
Authors: Гвоздій, Світлана Петрівна
Гвоздий, Светлана Петровна
Gvozdii, Svitlana Petrivna
Keywords: виклики сьогодення
культура безпечної життєдіяльності
збройний конфлікт
зміст навчання
принцип добору змісту
вызовы современности
культура безопасности жизнедеятельности
вооруженный конфликт
содержание обучения
принцип отбора содержания
modern challenges
safety culture
armed conflict
syllabus
the principle of syllabus selection
Issue Date: 2015
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Гвоздій С. П. Відповідність викликам сьогодення як принцип добору змісту навчання у процесі формування культури безпечної життєдіяльності студентів / С. П. Гвоздій // Наука і освіта. - 2015. - №9. - С.34-40.
Abstract: Неоголошена війна, небезпеки повсякдення, терористичні акти потребують актуалізації у змісті навчання у процесі формування культури безпечної життєдіяльності студентів. Аналізується поняття «зміст навчання». Пропонується використовувати як принцип добору змісту навчання його відповідність викликам сьогодення. Надається алгоритм поведінки населення під час збройних конфліктів (оповіщення, евакуація, обстріли, авіаналіт тощо). Відпрацювання навичок надання першої долікарської допомоги включено до одного з базових компонентів культури безпечної життєдіяльності студентів.Современный этап становления государства Украина тесно связан с нарушением норм мирового права, глобальной безопасности, безопасности государства и каждой отдельной личности. Необъявленная война, опасности повседневности, террористические акты требуют актуализации в содержании обучения в процессе формирования культуры безопасной жизнедеятельности студентов. Системная и регулярная деятельность по формированию культуры безопасности жизнедеятельности возможна за счет учебного процесса в высших учебных заведениях. Проблеме структурирования отбора содержания дисциплин по безопасности в процессе формирования культуры безопасной жизнедеятельности и учета вызовов настоящего времени не уделялось внимание педагогами отечественных и зарубежных высших учебных заведений. Обучение – социально обусловленный процесс, вызванный необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Важнейшая социальная функция обучения состоит в формировании личности, соответствующей социальным требованиям. Под содержанием обучения понимается часть опыта предыдущих поколений людей, которую необходимо передать студентам для достижения поставленных целей обучения с помощью выбранных путей реализации этих целей. Подчеркивается, что содержание обучения не является постоянной величиной, оно меняется и зависит от уровня развития науки, социальноэкономического, культурного состояния общества и тому подобное. Автором анализируется понятие «содержание обучения в процессе формирования культуры безопасной жизнедеятельности». Оно понимается как совокупность знаний и способов деятельности, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность человека в различных сферах существования личности, как человек, общество, природа, техносфера, ноосфера. Предлагается использовать как принцип отбора содержания обучения его соответствие вызовам современности. Учебный материал дисциплин «Безопасность жизнедеятельности» и «Гражданская защита» подбирается с учетом опасностей сегодняшней Украины. Внимание студентов обращается на источники опасности при чрезвычайных ситуациях военного характера. Предлагается алгоритм поведения населения во время вооруженных конфликтов (варианты оповещения, правила эвакуации, защита во время обстрелов, авианалетов, поведение на блокпостах, необходимый набор вещей первойнеобходимости и т. п.). Отработка навыков оказания первой доврачебной помощи (при кровотечениях, переломах, ожогах, остановке дыхания и сердечной деятельности и т. д.) включены в один из базовых компонентов культуры безопасной жизнедеятельности студентов. The current stage of formation of the Ukrainian state is closely connected with the violation of the world’s laws, global safety, as well as the safety of a state and every individual. The undeclared war, dangers of everyday life, acts of terrorism require updating the syllabus aimed at the formation of the safety culture in students. Systemic and regular activities aimed at promoting safety culture are possible due to the educational process at higher educational institutions. Teachers of Ukrainian and foreign universities did not pay enough attention to the problem of structuring the selection of the contents of subjects of life safety in the process of safety culture formation. The most important social function of education is forming such a personality, who would satisfy all social requirements. The syllabus is understood as a part of previous generations’ experience, which should be transmitted to students for achieving the teaching objectives with the help of selected ways of implementing these goals. It is emphasized that the syllabus is not constant, it varies and depends on the level of development of science, socio-economic and cultural state of the society, etc. The author reviews the concept of “syllabus in the formation of safety culture”; it is considered as a combination of knowledge and ways of life, which ensure safety of human life in different fields of existence. It is proposed to use correspondence of syllabus to challenges of modernity as a principle of selection of its content. The content of subjects “Safety of life and activity” and “Civil Protection” is chosen considering existing dangers in Ukraine. Students’ attention should be drawn to hazards in emergency situations of war. The behavioural sequence of people in case of armed conflicts is suggested (alert options, the rules of evacuation, protection during bombardments, air raids, the behavior at the checkpoints, essential civilian supplies, etc.). Drills of providing first aid (in case of bleeding, fractures, burns, respiratory and cardiac activity failures, etc.) are one of the basic components of students’ safety culture.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/5837
Appears in Collections:2015

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Hvozdii.pdf263.15 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.