Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/5770
Title: Зміст та структура понятійного конструкту «інженерне мислення інженерів-машинобудівників»
Other Titles: Содержание и структура понятийного конструкта «инженерное мышление инженеров-машиностроителей»
Content and structure of the conceptual construct “engineering thinking of engineers at machine-building industry”
Authors: Терехина, Ольга Леонидовна
Терехина, Ольга Леонидовна
Terekhina, Olha
Keywords: компетентність
компетенція
інженерне мислення
інженери-машинобудівники
компетентность
компетенция
инженерное мышление
инженеры-машиностроители
competency
competence
engineering thinking
engineers at machine-building industry
Issue Date: 2015
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Терехина О. Л. Зміст та структура понятійного конструкту «інженерне мислення інженерів-машинобудівників» / О. Л. Терехина // Наука і освіта. - 2015. - №8. - С.173-177.
Abstract: У статті досліджено зміст та структуру понятійного конструкту «інженерне мислення інженерів ма- шинобудівної галузі». При розгляді особливостей інженерного мислення автором виділені декілька тенденцій. Процес професійної підготовки майбутніх інженерів машинобудування вимагає особливої уваги до формування у них інженерного мислення, здатного забезпечити дотримання виділених принципів інженерної діяльності. Послідовне застосування компетентнісного підходу до професійної підготовки майбутніх інженерів- машинобудівників дозволило виділити базові компетенції, необхідні для сучасного інженера, серед яких одне з перших місць посідає високий рівень сформованості інженерного мислення. В статье исследованы содержание и структура понятийного конструкта «инженерное мышление инженеров ма- шиностроительной отрасли». При рассмотрении особенностей инженерного мышления автором выделены несколько тенденций. Первая – это тенденция, связанная с выделением отдельных признаков (или разных их сочетаний), характе- ризующих выполнение практической инженерной деятельности: самостоятельность в составлении и решении практи- ческих задач, значительное разнообразие решаемых задач, творческий характер их решения, выполнение с пониманием функциональных зависимостей между видимыми и невидимыми процессами и др. Вторая тенденция характеризуется преимущественно объяснением особенностей инженерного мышления, запасом технических знаний и методов их ус- воения (прежде всего, отмечается важность знаний по физике, технической механике). Третья тенденция связывает основу инженерного мышления с некоторыми общими способностями человека в их выражении при решении инже- нерных задач. Как мыслительный процесс инженерное мышление имеет трехкомпонентную структуру: понятие – образ – действие с их сложными взаимосвязями. Определено, что инженерное мышление – это особый вид мышления, кото- рое формируется и проявляется при решении инженерных задач, что позволяет быстро, точно и оригинально решать поставленные задачи, направленные на удовлетворение технических потребностей в знаниях, способах, приемах с це- льюсоздания технических средств и организации технологий в области машиностроения и имеет следующую структу- ру: техническое мышление – умение анализировать состав, структуру и принцип работы технических объектов в изме- нившихся условиях; конструктивное мышление – построение определенной модели решения поставленной проблемы или задачи, под которой понимается умение сочетать теорию с практикой; исследовательское мышление – определение новизны в задаче, умение сопоставить с известными классами задач, умение аргументировать свои действия, получен- ные результаты, а также делать выводы. Процесс профессиональной подготовки будущих инженеров машиностроения требует особого внимания к формированию у них инженерного мышления, способного обеспечить соблюдение выде- ленных принципов инженерной деятельности. С другой стороны, последовательное применение компетентностного подхода к профессиональной подготовке будущих инженеров-машиностроителей позволило выделить базовые компе- тенции, необходимые для современного инженера, среди которых одно из первых мест занимает сформированность на высоком уровне инженерного мышления.The content and structure of the conceptual construct “Engineering thinking of engineers at machine-building in- dustry” are highlighted in the article. There are several directions of considering the characteristics of engineering think- ing. The first direction is related to distinguishing the certain features (or their various combinations) which characterize the performance of practical engineering activity. The second direction is associated with the explanation of peculiari- ties of engineering thinking, the level of technical knowledge and methods of its acquisition (first of all, the importance of the knowledge in physics, engineering mechanics is indicated). According to the third direction, the basis of engi- neering thinking is associated with some common human abilities in their expression while solving engineering prob- lems. As a mental process engineering thinking has a three-component structure: concept - image - action with their complex interactions. Engineering thinking is a special kind of thinking that is formed and detected while solving engi- neering problems, which allows to solve tasks quickly, accurately and originally; these tasks are designed to meet tech- nical needs in knowledge, methods and techniques to create technical means and organization of technologies in ma- chine-building industry and has the following structure: technical thinking, which is considered as an ability to analyze the structure, contents and working principles of technical objects in the changed conditions; constructive thinking, which is explained as the building of the model of a problem or task solution, which includes the ability to combine theory with practice; research thinking is understood as a definition of novelty in the problem, the ability to associate it with the known classes of problems, the ability to argue own actions, results and draw conclusions. The training process for future engineers at machine-building industry requires special attention to the formation of their engineering think- ing that is able to provide them with principles of engineering activity mentioned in this article.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/5770
Appears in Collections:2015

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Terekhina.pdf236.47 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.