Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/5643
Title: Дослідження проблеми підвищення працездатності особистості у психологічному дискурсі
Other Titles: Исследование проблемы повышения работоспособности личности в психологическом дискурсе
Studying the issue of working capacity improvement in psychological discourse
Authors: Шевченко, Світлана Віталіївна
Шевченко, Светлана Витальевна
Shevchenko, Svitlana
Каткова, Тетяна Анатоліївна
Каткова, Татьяна Анатольевна
Katkova, Tetiana
Keywords: розумова працездатність
фізична працездатність
психолого-педагогічні умови
підвищення працездатності
емоційний комфорт
умственная работоспособность
физическая работоспособность
психолого-педагогические условия
повышение работоспособности
эмоциональный комфорт
mental capacity
physical capacity
psycho-pedagogical conditions
working capacity improvement
emotional comfort
Issue Date: 2015
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Шевченко С. В. Дослідження проблеми підвищення працездатності особистості у психологічному дискурсі / С. В. Шевченко // Наука і освіта. - 2015. - №7. - С.120-125.
Abstract: У статті представлено результати теоретичного аналізу проблеми психолого-педагогічних умов підви- щення працездатності особистості. На теоретичному рівні досліджено психологічні особливості розумової та фізичної працездатності та психолого-педагогічні умови її розвитку (на прикладі студентів). У результаті теоретичних здобутків зарубіжних та вітчизняних науковців з проблеми підвищення працездатності виявле- но, що розробки у цій області психології ще далеко не завершені та потребують подальших спеціальних дослі- джень, які б ураховували не тільки фрагментарні пошуки окремих авторів, а й інтегрували їх результати у цілісну теорію розвитку підвищення працездатності.Статья посвящена решению вопросов, связанных с развитием работоспособности личности, сохранением ее психического здоровья и поддержкой активной жизненной позиции, ведь они приобретают новое значение, являют- ся неотложными, стоят в одном ряду с наиболее актуальными проблемами современной психологической науки. Мобилизация способностей человека, его эмоционально-мотивационная активность, проявление самостоятельности, настойчивости, критичности, творчества при выполнении деятельности обязательно ведут личность к полному раскры-тию ее потенциала, высокой интеллектуальной и физической производительности. Авторы статьи отмечают, что в тру- дах ученых проблема исследования особенностей развития и повышения работоспособности личности остается недос- таточно разработанной. В статье представлены результаты теоретического анализа изучения проблемы психолого- педагогических условий повышения работоспособности личности, на теоретическом уровне исследованы психологиче- ские особенности умственной и физической работоспособности и психолого-педагогические условия ее развития (на примере студентов). Работоспособность человека определяется тем, насколько уравновешено его поведение, когда ему удается избежать чрезмерных эмоциональных переживаний. Именно от эмоционального настроя, эмоционального микроклимата зависит работоспособность человека и производительность его работы. Чаще всего причиной эмоцио- нального напряжения является работа в условиях нехватки времени. К этому приводит также понимание исполнителем ее значимости, ответственности и возможной опасности. Большое значение в успешности студентов и повышении их умственной работоспособности играет личностная мотивация и заинтересованность в той или иной разновидности учебной деятельности; в усвоении того или иного учебного предмета. В результате научного осмысления достижений зарубежных и отечественных ученых по проблеме повышения работоспособности выявлено, что разработки в этой области психологии еще далеко не завершены и нуждаются в дальнейших специальных исследованиях, которые бы учитывали не только фрагментарные поиски отдельных авторов, но и интегрировали их результаты в целостную тео- рию развития повышения работоспособности. В ходе теоретико-методологического анализа указанной проблемы авто- ры пришли к выводу, что повышение умственной и физической работоспособности обусловлено комплексом психоло- го-педагогических условий: саморегуляцией собственного психофизиологического состояния, нервно-психической устойчивостью, эмоциональным комфортом, благоприятным психологическим микроклиматом в группе, сознатель- ным отношением к деятельности, активизацией инновационно-интеллектуальной деятельности и др.The article deals with the issues concerning the development of working capacity of a personality, saving its psy- chological health, supporting proactive attitude. These problems are of extreme importance in Psychology and they are becoming especially urgent today. Mobilization of human abilities, his/her emotional and motivational activity, manife- station of independence, insistence, criticism, creativity during execution of some kinds of activities leads to personal fulfillment, high intellectual and physical productive capacity. The issue of studying peculiarities of the development of personality’s working capacity and its improvement still remains understudied. The results of the theoretical review of the issue of psycho-pedagogical conditions of improving working capacity of a personality are presented in the article. Some psychological peculiarities of mental and physical capacity and psycho-pedagogical conditions of its development through the example of students are studied. Human working capacity is determined by the level of his/her even-temperedness, when he/she manages to avoid emotional stress. Working capacity of a man and the productiveness of his/her work depends namely on the emotional disposition and emotional microclimate. Most commonly emotional stresses are caused by the work under severe time constraints, especially when a person understands its importance, his/her own responsibility and probable danger. Personal motivation and interest in a certain kind of educational activity is very important for increasing students’ academic progress and mental capacity. The improvement of mental and physical capacity of students is determined by the number of psycho-pedagogical conditions: self-regulation of psychophysical state, mental tolerance to stress, emotional comfort, favora- ble psychological microclimate in a group, conscious attitude towards work, activation of innovative intellectual activities, etc.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/5643
Appears in Collections:2015

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Shevchenko.pdf253.18 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.