Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/5629
Title: Psychological conditions of preventing manipulative interpersonal relations in adolescence
Other Titles: Психологічні умови запобігання маніпулятивним міжособистісним стосункам у юнацькому віці
Психологические условия предотвращения манипулятивных межличностных отношений в юношеском возрасте
Authors: Prokofieva, Olesia
Прокоф’єва, Олеся Олексіївна
Прокофьева, Олеся Алексеевна
Keywords: manipulative interpersonal relations
adolescence
manipulator
object of manipulation
risk group
classification of manipulative relations participants
level of participation in manipulative relations
psychological conditions of manipulative interpersonal relations prevention
маніпулятивні міжособистісні стосунки
юнацький вік
маніпулятор
об’єкт маніпуляції
група ризику
класифікація учасників маніпулятивних взаємин
рівень включеності у маніпулятивні взаємини
психологічні умови запобігання маніпулятивним міжособистісним стосункам
манипулятивные межличностные отношения
юношеский возраст
манипулятор
объект манипуляции
группа риска
классификация участников манипулятивных взаимоотношений
уровень включенности в манипулятивные взаимоотношения
психологические условия предотвращения манипулятивных межличностных отношений
Issue Date: 2015
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Prokofieva. O. O. Psychological conditions of preventing manipulative interpersonal relations in adolescence / O. O. Prokofieva // Наука і освіта. - 2015. - №7. - С. 87-93.
Abstract: The article is concerned with the peculiarities of manipulative interpersonal relations, definition of psychological conditions of their formation and development of training program for the prevention of manipulative interpersonal relations in adolescence. The content of the notion of “manipulative interpersonal relations” is specified. The author’s classification of manipulative relations participants in adolescence is developed, psychological participation peculiari- ties of different types of subjects and objects of manipulation and general level of participation in manipulative inter- personal relations and its components are under study. Objective and psychological conditions of preventing manipula- tive interpersonal relations in adolescence are defined. The author has justified, developed, tested and proven efficiency of the training program for building effective interpersonal relations.Стаття присвячена виявленню особливостей маніпулятивних взаємин, визначенню психологічних умов їх фор- мування та розробці тренінгової програми запобігання маніпулятивним міжособистісним стосункам у юнацькому віці. У роботі уточнюється зміст поняття «маніпулятивні міжособистісні стосунки». Юнаків і дівчат, які володіють особистісними якостями, які є одночасно компонентами структури особистості маніпулятора, автор об’єднує в групу ризику «маніпулятори». Осіб юнацького віку, які мають особистісну схильність до включення в маніпулятивні сто- сунки як об’єкт, автор об’єднує в групу ризику «об’єкти маніпуляції». У статті розглядаються уявлення про вікові особливості молоді, які сприяють вступу до маніпулятивних стосунків як у якості об’єкта, так і в якості суб’єкта.Автор вивчає психологічні умови профілактики, попередження маніпулятивних міжособистісних стосунків. На основі статистичних методів, зокрема дискримінантного аналізу, автор пропонує класифікацію учасників маніпулятивних взаємин в юнацькому віці, вивчає психологічні особливості включення у таку взаємодію різних типів суб’єктів і об’єктів маніпуляції. Психологічні умови для запобігання маніпулятивним взаєминам умовно діляться автором на об’єктивні, зміна яких пов’язана з особливостями взаємодії юнацтва, і суб’єктивні, зміна яких пов’язана з внутрішньою роботою юнаків та дівчат над собою. Об’єктивними психологічними умовами автор називає зниження частоти включеності в маніпулятивні взаємини, зміну маніпулятивних взаємин із високим рівнем важливості на низький, зміну маніпулятивних взаємин із особами високого рівня контактності на низький. Суб’єктивними психологічними умовами автор називає зниження рівня прояву особистісних якостей, які обумов- люють участь юнацтва у маніпулятивних міжособистісних стосунках в якості їх суб’єкта (маніпулятивність, агресивність, відособленість, надмірна прихильність, конформність) й об’єкта (пасивність поведінки, конформність, ригідність, самозвинувачення), зміна змішаного типу учасника маніпулятивних взаємин на чистий, зміна групи ри- зику на активне усвідомлення та заперечення маніпуляцій. Установлено, що спеціально організована тренінгова про- грама сприяє попередженню маніпулятивних міжособистісних стосунків у юнацькому віці, а саме: знижує рівень загальної включеності юнацтва у маніпулятивні взаємини, знижує кількість юнаків і дівчат у групах ризику «маніпулятори» та «об’єкти маніпуляції», підвищує кількість юнаків і дівчат, які активно заперечують маніпуляцію.Статья посвящена выявлению особенностей манипулятивных межличностных отношений в юношеском возрасте, определению психологических условий их формирования и разработке тренинговой программы пре- дотвращения манипулятивных взаимоотношений. В работе уточняется содержание понятия «манипулятивные межличностные отношения». Юношей и девушек, которые обладают личностными качествами, являющимися также компонентами структуры личности манипулятора, автор объединяет в группу риска «манипуляторы». Лиц юношеского возраста, которые имеют личностную предрасположенность к участию в манипулятивных отношениях в качестве объекта, автор объединяет в группу риска «объекты манипуляции». В статье рассматри- ваются представления о возрастных особенностях молодежи, которые способствуют вступлению в манипуля- тивные отношения как в качестве объекта, так и в качестве субъекта. Автор изучает психологические условия профилактики, предупреждения манипулятивных межличностных отношений. На основе статистических мето- дов, в частности дискриминантного анализа, автор предлагает классификацию участников манипулятивных взаимоотношений в юношеском возрасте, а также общего уровня и компонентов их участия в манипулятивных межличностных отношениях. Психологические условия для предотвращения манипулятивных взаимоотноше- ний условно делятся автором на объективные, изменение которых связано с особенностями взаимодействия лиц юношеского возраста, и субъективные, изменение которых связано с внутренней работой юношей и деву- шек над собой. Объективными психологическими условиями автор называет снижение частоты участия в ма- нипулятивных взаимоотношениях, изменение манипулятивных взаимоотношений с высоким уровнем важности на низкий, изменение манипулятивных взаимоотношений с лицами высокого уровня контактности на низкий. Субъективными психологическими условиями автор называет снижение уровня проявления личностных ка- честв, которые обуславливают включение лиц юношеского возраста в манипулятивные межличностные отно- шения в качестве их субъекта (манипулятивность, агрессивность, обособленность, чрезмерная привязанность, конформность) и объекта (пассивность поведения, конформность, ригидность, самообвинение), изменение смешанного типа участника манипулятивных взаимоотношений на чистый, изменение группы риска на актив- ное осознавание и отрицание манипуляций. Установлено, что специально организованная тренинговая про- грамма способствует предотвращению манипулятивных межличностных отношений в юношеском возрасте, а именно: снижает уровень общей включенности лиц юношеского возраста в манипулятивные взаимоотношения, снижает количество юношей и девушек в группах риска «манипуляторы» и «объекты манипуляции», повышает количество юношей и девушек, которые активно отрицают манипуляцию.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/5629
Appears in Collections:2015

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Prokofieva.pdf290 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.