Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/5586
Title: Генезис дослідження аксіологічних настанов студентської молоді в культурно-освітньому просторі
Other Titles: Генезис исследования аксиологических установок студенческой молодежи в культурно-образовательном пространстве
Genesis of investigating axiological attitudes of students in cultural and educational environment
Authors: Кобильнік, Лілія Миколаївна
Кобыльник, Лилия Николаевна
Kobylnik, Liliia
Keywords: аксіологічна настанова
мотивація
особистість
студентський вік
цінності
аксиологическая установка
мотивация
личность
студенческий возраст
ценности
axiological attitude
motivation
personality
early adulthood
values
Issue Date: 2015
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Кобильнік Л. М. Генезис дослідження аксіологічних настанов студентської молоді в культурно-освітньому просторі / Л. М. Кобильнік // Наука і освіта. - 2015. - №7. - С.54-60.
Abstract: У статті розглянуто аксіологічні настанови студентів, які виступають основою для осмислення, пізнан- ня та конструювання цілісного образу соціального світу, для регуляції поведінки людини; встановлено ступінь розузгодження дезінтеграції у мотиваційно-особистісній сфері студентів.Статья посвящена изучению процесса ценностного самоопределения студентов в ВУЗе, формирования сис- темы ценностных ориентаций, которая имеет гуманистическую направленность и является особенно необходимой для успешной реализации будущей профессиональной деятельности в системе «человек-человек». Именно пото- му, что в студенческие годы завершается формирование сложной системы ценностных ориентаций, которые ха- рактеризуются большими противоречиями, для проведения психологического исследования мы выбрали возрас- тную категорию старшего юношеского возраста. Для выяснения вопроса об осознании ведущих жизненных цен- ностей, личностных замыслов, дальних жизненных целей студентов и их непосредственной доступности была использована методика Е. Фанталовой. В системе распределения идеальных ценностей будущих психологов и педагогов наблюдается почти одинаковая картина. Высшие ранговые места занимают такие понятия, как семья, любовь, здоровье, друзья. Менее значимыми ценностями для студентов обеих групп являются свобода, уверен- ность в себе, материально обеспеченная жизнь и познание. Наконец, на последних ранговых местах оказались такие понятия, как интересная работа, активная деятельная жизнь, творчество, красота природы и искусства. В иерархии доступности наблюдается большое количество разногласий в ответах испытуемых. Для студентов- психологов более доступными является общение с друзьями, возможность получать знания, уверенность в своих силах, возможность любить и быть любимыми. Будущие педагоги считают доступными, прежде всего, друзей, уверенность в себе, здоровье, любовь, познание. Для достижения внутреннего комфорта и состояния душевного покоя огромное значение имеет отсутствие разногласий в системе ценностей человека. Поэтому мы выявили наи- более противоречивые утверждения студентов. Достаточно расходящиеся результаты показали респонденты группы А в оценке сфер семьи (индекс расхождения равен 5,6), творчества (3,1), познания (3,0), материально- обеспеченной жизни (2,7). Как оказалось, свобода не особо интересует будущих психологов, поскольку степени ценности и доступности почти совпадают (0,1). Наиболее противоречивые утверждения студентов группы Б ка- саются семьи (3,4), активной (2,8), материально обеспеченной жизни (2,7). Меньший интерес студенты-педагоги проявляют к интересной работе (0,3) и свободе (0,2), поскольку степени ценности и доступности этих понятий в представлении исследуемых почти совпадают, что говорит об их удовлетворении. Наибольшую потребность сту- денты различных специальностей испытывают в семье, поскольку большинство из них живет в общежитиях и переживают недостаток семейного тепла, заботы, безопасности в современных нестабильных условиях в стра- не. Расхождение по ценности здоровья говорит о существующих проблемах студентов в этой сфере. Таким об- разом, важным направлением формирования аксиологических установок студенческой молодежи является по- иск важных ценностей и смыслов, которые дали бы возможность найти себя уже сейчас, наполнили бы жизнь интересным содержанием.The article deals with the issue of studying the process of value self-determination of university students, forming the system of value orientations, which has humanitarian direction and is extremely important for the successful self-realization in the future profession of the system “man-man”. The age of early adulthood has been chosen due to the fact that studentship is characterized by the accomplishment of the formation of the complex system of value orientations, which is associated with great contradictions. The technique of E. Fantalova has been used to determine the level of students’ realization of the main life values, personal intentions, plans for the future, etc. The research involved two groups of students, whose results have been compared. The system of allocation of perfect values of different students is almost the same. The dominant students’ values are family, love, health, and friends. The less important values are freedom, self-confidence, wealthy life and cognition. The least significant for both groups of students are interesting job, activity, creativity, beauty of nature and arts. The hierarchy of accessibility shows a great number of contradictions in the answers of the surveyed. Students-psychologists consider com- munication with friends, the ability to obtain knowledge, self-confidence, the ability to love and be loved to be more accessi- ble. Future teachers consider friends, self-confidence, health, live, cognition to be more accessible. The absence of any contra- dictions in the system of human values is extremely important for the achievement of the peace of mind. That is why the most contradictory statements of students have been revealed. The respondents of the group A have shown quite diverse results in the assessment of family spheres (index of diversity equals 5,6), creativity (3,1), cognition (3,0), wealthy life (2,7). It appeared that future psychologists are not so much interested in freedom, because the levels of value and accessibility almost coincide (0,1). The most contradictory statements of the students of the group B concern family (2,8), active life (2,8), wealthy life (2,7). Students-teachers are less interested in a good job (0,3) and freedom (0,2), because the levels of values and accessibility of these concepts in the students’ mind are almost the same, which speaks for their satisfaction. Students of different special- ties have a need for a family, because most of them live in dormitories and feel the lack of family hearth, care, safety under modern instable conditions in the country. The diversity in the value of health shows sufficient problems of students in this sphere. Thus, the important direction of forming axiological attitudes of students is the search for significant values, which would give them an opportunity to find oneself and to fill their life with content and joy.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/5586
Appears in Collections:2015

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Kobylnik.pdf536.77 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.