Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/5581
Title: Психологічні аспекти етнічної ідентичності української молоді
Other Titles: Психологические аспекты этнической идентичности украинской молодежи
Psychological aspects of ukrainian youth’s ethnic identity
Authors: Зайцева, Юлія Миколаївна
Зайцева, Юлия Николаевна
Zaitseva, Yulia
Прокоф’єва, Олеся Олексіївна
Прокофьева, Олеся Алексеевна
Prokofieva, Olesia
Keywords: нація
група
етнічна група
етнічна ідентичність
ідентичність
соціальна ідентичність
нация
группа
этническая группа
этническая идентичность
идентичность
социальная идентичность
nation
group
ethnic group
ethnic identity
identity
social identity
Issue Date: 2015
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Зайцева Ю. М. Психологічні аспекти етнічної ідентичності української молоді / Ю. М. Зайцева // Наука і освіта. - 2015. - №7. - С.27-43.
Abstract: Досліджено етнічну ідентичність та форми її прояву в українських школярів. Етнічна ідентичність розгляда- ється як елемент самоусвідомлення особистості, яка є компонентом соціальної ідентичності. Проаналізовано по- няття «етнічна ідентичність», «група», «нація», «етнічна група». Охарактеризовано та досліджено етнічну іден- тичність у підлітковому віці, вивчено шляхи її становлення. Проведені дослідження дають змогу встановлювати рівень етнічної ідентичності, проводити психокорекційну, розвивальну, тренінгову роботу з учнями.В статье исследуется этническая идентичность и формы ее проявления у украинских школьников. Рассматривает- ся сущность понятий «этническая идентичность», «группа», «нация», «этническая группа» и анализируются их отличия от понятия «этническая идентичность». Проанализированы труды ученых, работающих в данном направлении, описа- ны их основные взгляды. Рассматривается идея австрийских ученых Р. Шпренгера и О. Бауэра про национальный ха- рактер как важнейший признак нации. Охарактеризована и исследована этническая идентичность в подростковом воз- расте, установлены пути ее становления. Проведенные исследования выявили уровень этнической идентичности, полу- ченные результаты позволяют обоснованно проводить психокоррекционную, развивающую, тренинговую работу с учениками. Проанализированы результаты психодиагностических методик для изучения содержательных характери- стик идентичности личности, этнического самосознания и его трансформации в условиях межэтнического взаимодей- ствия, уровня компетентности респондента в родном языке, выявления отношения к представителям другой нацио- нальности, ценностных ориентаций в межэтническом взаимодействии. Проективная методика «Я – представитель сво- его народа» дает понять, как проявляется этническая идентичность у каждого конкретного респондента. Представлен- ные методики также показывают важность влияния политической и экономической ситуации в стране на становление этнической идентичности подростков. Все результаты проведенного исследования представлены в таблицах в про- центном соотношении. По результатам проведенного исследования установлено, что в возрасте 15-16 лет происходит становление этнической идентичности. Большинство опрошенных имеет положительную этническую идентичность, что соответствует норме, это характерно для полиэтнического общества. Все ученики свободно владеют родным язы- ком и придают ему преимущество в повседневном общении. Большая часть учеников чувствует свою принадлежность к определенной этнической общности, но 18,27% учеников этой принадлежности не испытывают. Это видно и по ре- зультатам проективного рисования «Я – представитель своего народа», где у 14,74% не обнаружено идентификации со своим этносом. В результате исследования также было обнаружено влияние политической ситуации в стране, у 35,28% респондентов выявлены агрессивные проявления во время рисования, 26,46% рисунков имеют «призыв к миру». Это свидетельствует о том, что политическая ситуация в стране имеет сильное влияние на эмоциональное и психическое состояние ребенка, но дает возможность задуматься о единстве народа, его нерушимой целостности, о необходимости уважать другие народы и ни в коем случае их не унижать.The article deals with the issue of ethnic identity and forms of its manifestation in Ukrainian school students. The essence of the concepts of “ethnic identity”, “group”, “nation”, “ethnic groups” as well as the difference between these notions are revealed and described. Scientific works of some researches concerning this issue are reviewed. The ideas of Austrian scientists R. Sprenger and O. Bauer about the national character as the most important attribute of nation areconsidered. The results of the psycho-diagnostic techniques aimed at revealing personal identity, ethnic self- consciousness and its transformations in terms of inter-ethnic interaction, the level of native speaker’s competency, re- vealing the attitude towards other nationalities, value orientations in inter-ethnic interaction are presented and consi- dered. The projective technique “I am a representative of my nation” shows the way ethnic identity is manifested in each respondent. The used techniques also reveal the importance of the influence of political and economic situation in a country on the formation of ethnic identity of adolescents. The results of the carried out research are presented in tables in percentage ratio. According to the obtained results, the formation of ethnic identity takes place at the age of 15-16 years. The most of the surveyed have positive ethnic identity, which is a standard typical for a multi-ethnic socie- ty. All the respondents have a good command of the native language and use it in their everyday communication. Most of the examinees feel their belonging to a certain ethnic society, but 18,27% of school students don’t have this feeling. This result is also confirmed due to the projective drawing test, which showed that 14,74% of adolescents do not identi- fy themselves with their ethnic group. The investigation has also shown the aggressive emotions of the surveyed (35,28%) and massage of peace (26,46%), which speaks for the impact of the political situation in the country on ado- lescents’ psychological state. Despite this fact, it helps them to think of the national unity and integrity, as well as the necessity to respect other nationalities. The carried out researches have revealed the level of ethnic identity, and the obtained results allow to conduct psycho-correctional, developmental and training activity with school students.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/5581
Appears in Collections:2015

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Zaitseva.pdf280.48 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.