Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/5552
Title: Феноменологія загальнолюдських цінностей особистості в сучасній науці
Other Titles: Феноменология общечеловеческих ценностей личности в современной науке
Phenomenology of human values of personality in modern science
Authors: Осіпцов, Андрій Валерійович
Осипцов, Андрей Валерьевич
Osiptsov, Andrii
Keywords: феноменологія
цінності
загальнолюдські цінності
класичний університет
виховний процес
професійна освіта
студентська молодь
феноменология
ценности
общечеловеческие ценности
классический университет
воспитательный процесс
профессиональное образование
студенческая молодежь
phenomenology
values
human values
classical university
educational process
professional training
students
Issue Date: 2015
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Осіпцов А. В. Феноменологія загальнолюдських цінностей особистості в сучасній науці / А. В. Осіпцов // Наука і освіта.- 2015. - №6. - С.95-101.
Abstract: У статті здійснено дефінітивний аналіз феноменології загальнолюдських цінностей, обґрунтовано позиції вчених щодо підходу та систематизації цього феномену в сучасній науці, означено теоретичні та методологі- чні основи педагогічного і психологічного дослідження формування загальнолюдських цінностей, визначено основні напрямки формування аксіологічно структурованої особистості людини, акцентовано увагу на форму- ванні загальнолюдських цінностей у студентів в системі професійної освіти класичного університету.В условиях современного общества изучение проблемы выбора социальных ценностей, воспитания обще- человеческих ценностей личности у ученической и студенческой молодежи представляет собой не только фи- лософско-теоретический, а и аксиологический, праксиологический, образовательно-воспитательный и социаль- ный интерес. Анализ современных теоретических и методологических основ проблемы воспитания общечело- веческих ценностей в области высшего профессионального образования Украины, а также социально- педагогические наблюдения побудили нас к освещению различных научно обоснованных точек зрения по фе- номенологии общечеловеческих ценностей. Целью статьи является анализ феноменологии общечеловеческих ценностей личности человека в философских, психологических, педагогических, социальных, культурологиче- ских аспектах современной науки. Ученые отмечают, что составляющей понятия «общечеловеческие ценно- сти» являются ценностные ориентации общества, в котором живет и действует человек. Ценностные ориента- ции – это отношение человека к материальным, духовным ценностям, которые отражаются в сознании лично- сти и его поведении, способ индивидуального отбора человеком объектов различного происхождения по их значимости. Кроме того, ценностные ориентации определяются как оценка объектов на основе их ценности для конкретного индивида, содержательная направленность личности, основа ее взаимодействия с различными объектами; как структурирование в сознании человека оценки выборочных предметов, на основе которого у человека возникает осознанное побуждение к определенной деятельности и удовлетворению личных и общест- венных потребностей; как социальные ценности, достижения. Общечеловеческие ценности рассматриваются учеными как те, которые воспринимаются людьми в разных культурах, их возрастном жизненно социальном опыте, на основе которых человек эффективно самоактуализуется и самореализуется; как системы ценностей, теоретически существующих в плоскости морали, этики, духовности, культуры человека и общества; как выс- шая социальная ценность, которая побуждает к возникновению других ценностей; как феномен культуры чело- века и общества. Феноменология общечеловеческих ценностей личности, методологическое обоснование де- терминант образования, принципов и закономерностей воспитания общечеловеческих ценностей личности сту- дентов классических университетов помогают определить процессы формирования аксиологически структури- рованной личности человека и дальнейшего исследования ряда теоретических предпосылок психологических и педагогических закономерностей формирования общечеловеческих ценностей на современном этапе функцио- нирования классических университетов Украины.In modern society the study of the problem of choosing social values, education of human values in pupils and stu- dents is not only of philosophical and theoretical, but also of axiological, praxiological, educative and social interest. The review of modern theoretical and methodological bases of educating human values in higher education of Ukraine as well as social and pedagogical observations were the reason for highlighting different science-based points of view on the phenomenology of human values. The aim of the article is to review the phenomenology of human values of a personality in philosophical, psychological, educational, social and cultural aspects of modern science. Some scientists noted that the concept of “human values” involves value orientations of the society, in which a person lives and acts. Value orientations are considered as a personal attitude to material and spiritual values that are reflected in individual’s consciousness and his/her behavior, the way of individual selection of objects of different origin according to their sig- nificance. Moreover, value orientations are determined as the evaluation of objects based on their value for a particular individual, meaningful orientation of a personality, the basis of its interaction with various objects; as a structuring of evaluation of subjects in human consciousness on the basis of which there is a conscious impulse to certain activities and satisfying personal and social needs; as social values, achievements. Human values are defined as those which areperceived by people in different cultures, according to their age and social and life experience; as systems of values that theoretically exist in the sphere of morality, ethics, spirituality, culture of a person and the society; as supreme social value, which facilitates the emergence of other values; as a phenomenon of culture of a person and the society. The phenomenology of human values of a personality, methodological grounds of education determinants, the principles and laws of educating human values in students of classical universities help identify the processes of axiologically structured personality formation and study further various theoretical assumptions of psychological and pedagogical patterns of forming human values in the modern phase of classical universities functioning in Ukraine.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/5552
Appears in Collections:2015

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Osiptsov.pdf260.22 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.