Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/5542
Title: Діагностика організаційної культури викладачів університету
Other Titles: Диагностика организационной культуры преподавателей университета
Diagnostics of organizational culture of university teachers
Authors: Койчева, Тетяна Іванівна
Койчева, Татьяна Ивановна
Koycheva, Tetyana Ivanivna
Keywords: корпоративна культура
організаційна культура
педагогічний університет
викладачі
корпоративная культура
организационная культура
педагогический университет
преподаватели
corporate culture
organizational culture
pedagogical university
teachers
Issue Date: 2015
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Койчева Т. І. Діагностика організаційної культури викладачів університету / Т. І. Койчева // Наука і освіта. - 2015. №6. - С.41-47.
Abstract: У статті розглядаються особливості оцінки викладачами стану організаційної культури в педагогічному уні- верситеті. Проведене експериментальне дослідження методом експрес-діагностики показало, що корпоративна культура педагогічного університету, представлена викладачами без наукового ступеня, сьогодні утворюється чотирма типами (за класифікацією Камерона-Куїнна), досить рівними у своїх проявах. Продуктивність наукової діяльності викладачів у рамках різних типів корпоративної культури має суттєві відмінності. Найбільш високі ре- зультати показали викладачі без наукового ступеня, які визначили свої ціннісні переваги в ринковому й ієрархічному типах корпоративної культури. Для викладачів без наукового ступеня, які віддали свої уподобання клановому й ад- хократичному типам корпоративної культури, результати наукової діяльності значно нижче за своєю продуктив- ністю. Істотно, що за ступенем свого впливу на стан корпоративної культури показники організаційної культури різняться між собою. Для викладачів без наукового ступеня найбільш значущими за вкладом у стан корпоративної культури є приналежність до організації та взаємодія і товариськість. Потім слідують кар’єрний ріст і організа- ція трудової діяльності. Завершує організація умов праці. Таким чином, отримані в результаті експериментального дослідження дані не тільки характеризують фактори, які впливають на стан корпоративної культури викладачів без наукового ступеня як певної категорії викладачів педагогічного університету, а й дають підстави для розробки методики формування корпоративної культури та її вдосконалення.В статье рассматриваются особенности оценки преподавателями состояния организационной культуры в педагогическом университете. Одной из важнейших задач в продвижении отечественной системы высшего об- разования на пути внедрения европейских стандартов качества является формирование корпоративной культу- ры. Будучи внутренним ресурсом развития высших учебных заведений, корпоративная культура отражает цен- ности и единство стремлений его преподавателей и студентов в достижении общих целей, наличие и уровень осознания этих целей как общепризнанной миссии. В рамках концепции единых европейских стандартов каче- ства высшего образования оценка корпоративной культуры университета является обязательным параметром мониторинга его функционирования. Проведенное экспериментальное исследование методом экспресс- диагностики показало, что корпоративная культура педагогического университета, представленная преподава- телями без ученой степени, сегодня бывает четырех типов (по классификации Камерона-Куинна), достаточно равными в своих проявлениях. Производительность научной деятельности преподавателей в рамках различных типов корпоративной культуры имеет существенные различия. Наиболее высокие результаты показали препо- даватели без ученой степени, которые определили свои ценностные предпочтения в рыночном и иерархическом типах корпоративной культуры. Для преподавателей без ученой степени, которые отдали свои предпочтения клановому и адхократическому типам корпоративной культуры, результаты научной деятельности значительно ниже по своей производительности. Важно, что по степени своего влияния на состояние корпоративной куль- туры показатели организационной культуры различаются между собой. Для преподавателей без ученой степени наиболее значимыми по вкладу в состояние корпоративной культуры являются принадлежность к организации, взаимодействие и общительность. Затем следуют карьерный рост и организация трудовой деятельности. Наи- менее значимой является организация условий труда. Таким образом, полученные в ходе экспериментального исследования данные не только характеризуют факторы, влияющие на состояние корпоративной культуры пре- подавателей без ученой степени как определенной категории преподавателей педагогического университета, но и дают основания для разработки методики формирования корпоративной культуры и ее совершенствования.The article is focused on the peculiarities of estimation of organizational culture state at the pedagogical university by teachers. One of the most important tasks in domestic higher education progress towards implementing European quality standards is corporate culture formation. Being the inner source of higher educational institutions development corporate culture reflects values and unity of lecturers and students’ ambition for achieving common goals, considering these goals as a generally accepted mission. Within the concept of unified European standards of higher education qual- ity the assessment of university corporate culture is an obligatory parameter of monitoring its functioning. The experi- mental research was carried out by means of express diagnostics; it has shown that pedagogical university corporate culture represented by degreeless teachers can be of four types (according to Cameron-Quinn classification). The prod- uctivity of teachers’ scientific work within different types of corporate culture is not the same. The highest level is ob- served among degreeless teachers whose value preferences relate to market and hierarchical types of corporate culture. Scientific work productivity of degreeless teachers preferring clannish and adhocratic types of corporate culture is much lower. It is important that corporate culture indicators are different in terms of their impact on corporate culture state. For degreeless teachers the most significant indicators in terms of contributing to the state of corporate culture is be- longing to the organization, interaction and sociability. Next is career development and organization of work. The least significant indicator is working conditions organization. Thus, the data obtained in the course of experimental research characterize the factors affecting the state of corporate culture of degreeless teachers as well as give ground for develop- ing the procedure of corporate culture formation and development.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/5542
Appears in Collections:2015

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Koicheva.pdf276.26 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.