Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/5497
Title: Сучасний стан і зміст корекційної роботи з молодшими школярами, які мають тяжкі порушення мовлення
Other Titles: Cовременное состояние и содержание коррекционной работы с младшими школьниками, имеющими тяжелые нарушения речи
Current status and content of correctional work with schoolchildren with hard speech disturbances
Authors: Подгорна, Вікторія Віталіївна
Подгорная, Виктория Витальевна
Podhorna, Victoria Vitaliіvna
Keywords: корекційна робота
тяжкі порушення мовлення
молодші школярі
загальноосвітня школа
коррекционная работа
тяжелые нарушения речи
младшие школьники
общеобразовательная школа
correction
severe speech disturbances
schoolchildren
secondary school
Issue Date: 2015
Publisher: Південноукраїнський національний університет імені К. Д. Ушинського.
Citation: Подгорна В. В. Сучасний стан і зміст корекційної роботи з молодшими школярами, які мають тяжкі порушення мовлення / В. В. Подгорна // Наука і освіта. - 2015. - №5. - с.91-96.
Abstract: У статті проведено огляд та зроблено аналіз сучасної корекційної роботи в загальноосвітніх школах з дітьми, які мають тяжкі порушення мовлення. Встановлено, що понад 32% школярів молодшого шкільного ві- ку мають різноманітні порушення мовленнєвого розвитку, з яких у 15% до кінця навчання у початкових класах ці порушення залишаються не виправленими. Виявлено ряд протиріч між вимогами освіти та реальними мож- ливостями молодших школярів із тяжкими порушеннями мовлення. Висвітлено практичні питання вербального та рухового розвитку дітей із мовленнєвими розладами. В роботі окреслено пріоритетні завдання освітньої, оздоровчої та корекційної спрямованості, роль фізичного виховання у всебічному розвитку молодших школярів із тяжкими порушеннями мовлення.В последние годы наблюдается неуклонный рост количества детей с выраженными признаками психоэмо- ционального расстройства поведения и недоразвития речи. Украинские, зарубежные врачи и ученые констати- руют, что сегодня 75-80% детей рождаются с признаками функциональной незрелости ЦНС или органического поражения мозга. В педиатрии нормы развития речи смещены до 3 лет и, как следствие, к 4-5 годам большинст- ву детей ставят диагноз «общее недоразвитие речи» разного уровня. В начальной школе у таких детей отмечается повышенная утомляемость, нарушения поведения и концентрации внимания, истощение нервных процессов, отста- вание в приобретении школьных знаний и навыков. Все перечисленные синдромы нарушенного психофизического развития пополняют список «особых детей». В статье проведен обзор и сделан анализ современной коррекционной работы в общеобразовательных школах с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Установлено, что более 32% школьников младшего школьного возраста имеют различные нарушения речевого развития, из которых у 15% к концу обучения в начальных классах эти нарушения остаются исправленными. Выявлен ряд противоречий между требованиями образования и реальными возможностями младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. Ос- вещены практические вопросы вербального и двигательного развития детей с речевыми расстройствами. В работе обозначены приоритетные задачи образовательной, оздоровительной и коррекционной направленности, роль физи- ческого воспитания во всестороннем развитии младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. Анализ поло- жений Концепции государственного стандарта образования учащихся с нарушениями речевого развития, программ обучения и воспитания детей с нарушениями речи, современного состояния организации речевого развития млад- ших школьников в массовой и в специальной школе свидетельствует о необходимости корректировки направленно- сти деятельности школы на предупреждение и преодоление трудностей в усвоении программного материала через интеграцию коррекционно-речевых задач в физическом воспитании учащихся с ТНР; преобразования образователь- ной среды в инновационное пространство за счет введения полифункционального мониторинга в учебно- воспитательный процесс младших школьников с ТНР с целью повышения качества образования, коррекционной ра- боты и эффективности личностного развития школьников как результата разработки и внедрения комплексных ме- тодов изучения индивидуальных отклонений в развитии ребенка.The article reviewed the analysis and correction work at modern schools with children with severe speech disturbances. It has been established, that more than 32% of junior schoolchildren have different speech pathologies. By the graduation day more than 15% of children have no positive changes in their speech disorders. The analysis of the current content of remedial work at secondary schools has revealed a number of contradictions between the demands of education and the real possibilities of junior schoolchildren with severe speech disorders. Modern schools are characterized by the intensification of the educational process, implementations of new educational programs, forms and methods. At the same time, according to the statistics, learning activi- ties and the whole educational process are not adapted for pupils with severe speech disturbances. One of the top priority issues is the lack of teachers who are able to form and develop verbal and motor skills of such children. The system of modern schooling requires answers to many questions that arise with teachers, doctors and parents of children of all ages. There is much interest and discussions about the effectiveness and usefulness of the educational process, but it is hard to ignore the fact that most children with severe speech disturbances graduate from schools with a variety of diseases that are formed during their training. The article highlights the practical issues of verbal and motor development of children with speech disturbances. This paper outlines the priorities for education, health and correctional orientation, the role of physical education in comprehensive development of pri- mary schoolchildren with severe speech disorders. The author pays special attention to the basic ways of overcoming difficulties in learning that are associated with the development of motor and speaking skills of such children. Besides, the author considers the importance of focusing on the correction of spine, posture and respiratory functions of such pupils.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/5497
Appears in Collections:2015

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Podhorna.pdf259.1 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.