Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/5481
Title: Технологія портфоліо в аспекті автентичного оцінювання результатів професійної підготовки майбутніх фахівці
Other Titles: Технология портфолио в аспекте аутентичного оценивания результатов профессиональной подготовки будущих специалистов
Technology of cumulative files in aspect of authentic estimation of future specialists’ professional training results
Authors: Долженков, Олег Олександрович
Долженков, Олег Александрович
Dolzhenkov, Oleg Olexandrovych
Постоян, Тетяна Григорівна
Постоян, Татьяна Григорьевна
Postoian, Tatyana Grygorivna
Keywords: особистісно-орієнтований підхід
компетентнісний підхід
освітні технології
портфоліо
майбутній менеджер освіти
личностно-ориентированный подход
компетентностный подход
образовательные технологии
портфолио
будущий менеджер образования
personally-oriented approach
competence approach
education technologies
cumulative files
future education manager
Issue Date: 2015
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Долженков О. О. Технологія портфоліо в аспекті автентичного оцінювання результатів професійної підготовки майбутніх фахівці / О. О. Долженков, Т. Г. Постоян // Наука і освіта. - 2015. - №4. - с.31-36.
Abstract: На основі узагальнення практики підготовки керівників навчальних закладів мета статті полягає в обґру- нтуванні доцільності використання особистісноорієнтованої технології портфоліо як засобу формування професійної компетентності майбутніх менеджерів освіти і як одну з найбільш ефективних технологій авте- нтичного оцінювання та рефлексії, що сприяє розвитку професійної мобільності студента і його кар'єрі у майбутньому. Визначено та охарактеризовано мету, завдання, функції, види портфоліо.На основе обобщения практики подготовки руководителей учебных учреждений цель статьи заключается в обосновании целесообразности использования личностно-ориентированной технологии портфолио как средст- ва формирования профессиональной компетентности будущих менеджеров образования, и как одну из наибо- лее эффективных технологий аутентичного оценивания и рефлексии, что способствует развитию профессио- нальной мобильности студента и его карьере в будущем. Наряду с этим, определены цели личностно- ориентированного обучения как процесса психолого-педагогической помощи личности в становлении ее субъ- ектности, культурной идентификации, социализации, жизненного самоопределения. Акцентируется внимание на том, что формирование культуры жизнедеятельности личности является высшей целью личностно- ориенти- рованных систем и технологий. В статье обучение рассматривается как педагогическая деятельность, осущест- вляемая на основе личностно-ориентированного подхода, обеспечивающая оптимальные условия для развития потенциальных возможностей личности, ее духовности, формирования самостоятельности, способности к са- моразвитию, самореализации, предусматривающая свободный выбор образовательного маршрута. В результате анализа практики высшей школы определено, что из многих технологий, реализующих личностно- ориентированный подход в обучении, наиболее востребованы модульно-рейтинговая технология, обучение в сотрудничестве, проектные технологии, игровые технологии, кейс-метод, технология портфолио. Определены цели, задачи, функции и виды портфолио. Акцентируется внимание на том, что работа над портфолио форми- рует необходимые для человека XXI века компетенции, среди которых: - ценностно-смысловые (в т.ч. реализация индивидуальной образовательной траектории); -учебно-познавательные (умение ставить цели и определять способы их достижения); - коммуникативные (умение презентовать себя (при защите портфолио) и представиться письменно (резю- ме, исследовательская работа, автобиография), владение различными видами речевой деятельности. Указано, что преобразование базовой парадигмы образования со «знаниевой» на системно-деятельностную коренным образом изменило и систему оценки достижений студента. Современная парадигма образования предполагает движение к изменению характера оценки от измерения одного показателя к комплексному изме- рению. Отмечено, что благодаря портфолио можно получить качественную оценку аутентичных и метапред- метных компетенций будущего специалиста. Полное и всестороннее портфолио позволяет работодателю оце- нить уровень профессиональной подготовки и принять оптимальное кадровое решение. Обоснована эффектив- ность портфолио как одной из современных технологий организации учебной деятельности, оценки и рефлек- сии, способствующей развитию профессиональной мобильности студента и его карьере в будущем.On the basis of educational institutions heads’ training the aim of the article is substantiating the purposefulness of using personally-oriented technology of cumulative files as a means of forming future education managers’ professional competence and as one of the most efficient technologies of authentic estimation and reflection, which contributes to the development of students’ professional mobility and their career in future. Along with this, the authors determine the aims of personally-oriented training as a process of psycho-educational support in the process of forming personality’s subjectivity, cultural identification, socialization, self-determination. They also pay special attention to the fact that formation of the culture of human life activity is the supreme goal of personally-oriented systems and technologies. Training is considered as an educational activity, based on personally-oriented approach, providing optimal conditions for the development of potential personality abilities, his/her spirituality, formation of independence, ability to self- development, self-realization, which offers free educational choice. The authors have found out that among a great number of technologies, which carry out the personally-oriented approach in training, the most popular are the follow- ing: modular and performance appraisal rating system, teaching in collaboration, project technologies, gaming methods, case-study, technology of cumulative files. The authors determined aims, tasks, functions and kinds of cumulative files. Special attention is focused on the fact that working on the cumulative files requires special competences, among which there are the following: - value and conceptual (including the realization of individual educational way); - educational and cognitive (an ability to set goals and to determine the ways of achieving them); - communicative (an ability to present oneself in oral and written forms); The authors prove that transformation of the general educational paradigm from the knowledge-based into system and activity-based one has cardinally changed the system of estimating students’ achievements. It is also noted that one can get a good estimation of authentic and metasubject competences of a future specialist. Full and well-developed cu- mulative files help an employer estimate the level of a potential employee’s professional preparedness and to make an optimal decision. The authors substantiate the efficiency of this method as one of modern technologies of training, esti- mating and reflecting, which contribute to the development of student’s professional mobility and his/her occupation in future.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/5481
Appears in Collections:2015

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Dolzhenkov.pdf293.55 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.