Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/5471
Title: Безпека життєдіяльності в освітянському просторі
Other Titles: Безопасность жизнедеятельности в образовательном пространстве
Life safety in educational space
Authors: Петухова, Тетяна Анатоліївна
Петухова, Татьяна Анатольевна
Petukhova, Tetіana Anatoliivna
Keywords: безпека
життєдіяльність
безперервна освіта
освітянський простір
рівні освіти
безопасность
жизнедеятельность
непрерывное образование
образовательное пространство
уровни образования
safety
vital functions
continuous education
educational space
levels of education
Issue Date: 2015
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Петухова Т. А. Безпека життєдіяльності в освітянському просторі / Т. А. Петухова // Наука і освіта. - 2015. - №4. - с.153-158.
Abstract: Серед різноманітних напрямів наук про безпеку людини особливе місце посідає науково-освітянський на- прям, в якому умовно можна виділити п’ять рівнів безперервної освіти в галузі безпеки життєдіяльності. Знач- не місце займає вища педагогічна освіта. Безперервна освіта з безпеки життєдіяльності охоплює всі вікові ка- тегорії та покликана поширити можливості людини в розкритті своєї індивідуальності, в підвищенні культур- ного та професійного рівнів, у полегшенні рішення життєво важливих для суспільства та особистості проблем.Среди разных научных направлений про безопасность человека особое место занимает научно- образовательное направление, в котором условно можно выделить пять уровней непрерывного образования в отрасли безопасности жизнедеятельности. Первый уровень – дошкольное образование, целью которого являет- ся воспитание и формирование безопасного поведения, понимание элементарных (биологических) связей в окружающей среде, особенности взаимодействия человека с ним. Второй уровень – общее образование (нача- льное, среднее, полное) –направленное на формирование ответственного отношения учащихся к безопасности жизнедеятельности и здоровья человека, разработка первичных практических навыков поведения в экстрема- льных ситуациях. Третий уровень – среднее профессиональное образование, которое предусматривает вместе с формированием профессионализма интеграцию общекультурной и профессиональной составляющих компете- нтности будущего специалиста с осознанием понимания необходимости безопасности труда, безопасного по- ведения в социуме и экологической культуры. Четвертый уровень – высшее профессиональное образование, где происходит непосредственная практическая деятельность или непосредственное участие в прогнозировании или моделировании результатов принятия управленческих решений и проектов. Особое место занимает высшее пе-дагогическое образование, основными задачами которого является: обучение педагогов всех специальностей по во- просам безопасности жизнедеятельности с целью создания безопасных условий учебно-воспитательного процесса; подготовка преподавателей-организаторов по вопросам безопасности жизнедеятельности для заведений образова- ния; внедрение курсов по вопросам безопасности жизнедеятельности и экологии в системе повышения квалифика- ции учителей и преподавателей и переподготовки; непрерывное повышения компетентности организации управле- ния предметной деятельностью на основе научно-исследовательской работы. Пятый уровень – последипломное профессиональное образование, заданием которого выступает проведение исследования на основе системного по- нимания и реализации законов взаимодействия «Человек–среда», воспитание высокой моральной позиции и убеж- дений про приоритет человеческой жизни и здоровья отдельного человека как высшей ценности. Непрерывное обра- зование по безопасности жизнедеятельности охватывает все возрастные категории и призвано расширить возможно- сти человека в раскрытии своей индивидуальности, в повышении культурного и профессионального уровней, в об- легчении решения жизненно важных для общества и личности проблем.The scientific and educational direction, which consists of five levels of continuous education in the field of life safety, is especially important among various areas of sciences of human life safety. The first level is the preschool education aimed at educating and forming rules of safe behaviour, understanding elementary (biological) relations in the environment, peculiarities of human interaction with it. The second level is general education (primary, secondary, higher), which is oriented at the formation of the responsible attitude of students to life safety rules, the development of initial practical skills of behaviour in extreme situations. The third level is secondary vocational education, which sug- gests not only the formation of professionalism but also the integration of common cultural and professional compo- nents of the competence of a future employee who understands the need for safety, safe behaviour in society and envi- ronmental culture. The fourth level is higher professional education, where students are involved in practical activity, forecasting or modelling results of decision-making. The higher pedagogical education occupies the special place. The main tasks of this level are the following: training teachers of all disciplines on issues of life safety, creating a safe envi- ronment of the educational process; training teachers-organizers on issues of life safety for educational institutions; im- plementation of courses on life safety and environment in the system of training and retraining teachers; continuous im- provement of competence of the organization management by subject activity on the basis of research work. The fifth level is the postgraduate professional education, aimed at conducting researches based on a systematic understanding and implementation of rules of interaction "human – environment", education of high moral position and beliefs about the priority of human life and health of an individual as the highest value. Continuous education on life safety includes all ages and is designed to expand the possibilities of people in discovering their individuality, and increase cultural and professional levels, facilitate solving vital problems of society and an individual.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/5471
Appears in Collections:2015

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Petuhova.pdf251 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.