Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/5239
Title: Зміст і структура ідеального образу дорослого як чинника особистісного розвитку підлітка
Other Titles: Содержание и структура идеального образа взрослого как фактора личностного развития подростка
Content and structure of ideal image of adult as adolescents` personal developvent factor
Authors: Зоріна, Вікторія Іванівна
Зорина, Виктория Ивановна
Zorina, Viktoriia
Keywords: образ
структура образу
ідеал
ідеальний образ дорослого
ідеальний дорослий
реальний дорослий
підлітковий вік
образ
структура образа
идеал
идеальный образ взрослого
идеальный взрослый
реальный взрослый
подростковый возраст
image
the structure of an image
ideal
ideal image of an adult
ideal adult
real adult
adolescence
Issue Date: 2015
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Зоріна В. І. Зміст і структура ідеального образу дорослого як чинника особистісного розвитку підлітка / В. І. Зоріна // Наука і освіта. - 2015. - №1. - с. 65-72.
Abstract: У статті проведено теоретичний аналіз проблеми ідеального образу дорослого як чинника особистісного розвитку підлітка згідно з дослідженнями українських та іноземних науковців. Визначено зміст, структуру за-гальної категорії «образу» через поняття «цілісність» та «відображення». Зазначено види образів у залежно-сті від рівнів відображення. Проаналізовано зміст понять «ідеальні» та «реальні» образи. Вказано, що будь-які конкретні образи в діяльнісному підході розглядаються як конкретизація образу світу. Розкрито сутність та виявлено багатогранність понять «ідеал», «ідеальний образ». Показано складові та визначено місце «обра-зу дорослого» в уяві підлітка. З’ясовано місце типового «ідеального» та «реального» дорослого у структурі «образу дорослого». Наголошено, що образ «ідеального дорослого» є ресурсом у самовизначенні підлітка. Від-мічено ґендерну специфіку характеристик образу. Розроблено теоретичну модель «ідеального образу доросло-го як чинника особистісного розвитку підлітка» з урахуванням ґендерного аспекту. В статье проведен теоретический анализ проблемы идеального образа взрослого как фактора личностного развития подростка, согласно исследованиям украинских и иностранных ученых. Определены содержание и структура общей категории «образа» через понятия «целостность» и «отражение». Указаны виды образов в за-висимости от уровней отражения. Проанализировано содержание понятий «идеальные» и «реальные» образы. Указано, что любые конкретные образы в деятельностном подходе рассматриваются как конкретизация Образа Мира. Раскрыта сущность и выявлена многогранность понятий «идеал», «идеальный образ». Показаны состав-ляющие и определено место «образа взрослого» в воображении подростка. Выяснено место типичного «иде-ального» и «реального» взрослого в структуре «образа взрослого». Отмечено, что образ «идеального взрослого» является ресурсом в самоопределении подростка. Отмечена гендерная специфика характеристик образа. Разра-ботана теоретическая модель «идеального образа взрослого как фактора личностного развития подростка» с учетом гендерного аспекта. Проанализированы компоненты выделенной модели. Информация о содержании и структурные параметры образов «реального» и идеального взрослого получена нами с помощью семантическо-го дифференциала и теста «Диагностика межличностных отношений». В результате исследования определено, что идеальный образ взрослого как фактор личностного развития подростка – это максимально персонализиро-ванная системная структура, отражающая представление подростка об идеальном себя во временной перспек-тиве. В структуре идеального образа взрослого было выделено несколько составляющих: Я-реальный (ре-альная), Я-идеальный (идеальная), реальный взрослый, идеальный взрослый. Я-реальный (реальная) рассматри-вается как Эго-идентичность, определенное ощущение своего Я в реальном взаимодействии. Я-идеальный (идеальная) – составная идеального образа взрослого, которая рассматривается как образец актуального («здесь и сейчас») самоощущения и поведения. Реальный взрослый – составляющая, которая характеризуется как тот способ видения взрослого, который на данный момент доступен для подростка. Составляющая идеального взрослого содержит представление о более абстрактном, но персонализированном взрослом, которого подрос-ток одобряет, обычно он воплощается в кумирах. The article presents a theoretical analysis of the problem of the ideal image of an adult as a factor of adolescent’s personal development, according to some works of different Ukrainian and foreign researchers. The content and struc-ture of the general category of ―image‖ through the notions of ―integrity‖ and ―reflection‖ are determined. The types of images depending on the levels of reflection are specified. The meaning of the concepts of ―ideal‖ and ―real‖ images is revealed. The activity approach considers any certain image as worldview concretization. The essence and the complex-ity of the term ―ideal image‖ are revealed. The components of the image of an adult and its place in adolescent’s imagi-nation are shown. The image of an ideal adult is very important in the process of adolescent’s self-determination. There are some gender differences in the image characteristics between men and women. The theoretical model of the ideal image of an adult as a factor of personality development of an adolescent, taking into account all gender aspects of this problem, is worked out. The information about the structure of the images of a real and ideal adult is obtained with the help of semantic differentiation and the test ―Diagnostics of interpersonal relations‖. It is revealed that the ideal image of an adult is a fully personalized systemic structure, which reflects adolescent’s idea of ideal himself/herself in future. The structure of the ideal image of an adult includes the following components: real Me, ideal Me, a real adult, an ideal adult. Real Me is considered as an Ego-identity, a certain perception of oneself in real interaction. Ideal Me is a compo-nent of the ideal image of an adult, which is considered as a role model of present self-perception and behavior. A real adult is a component, which is considered as the way of perceiving an adult, who is available for an adolescent at the moment. The constituent of the ideal adult includes the idea of an abstractive but personalized adult, which is usually embodied in a superhero or an idol.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/5239
Appears in Collections:2015

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Zorina.pdf289.03 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.