Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/3462
Title: Проблеми комп’ютерного тестування знань у сучасній освіті
Other Titles: Проблемы компьютерного тестирования знаний в современном образовании
Problems of computer testing of knowledge in modern education
Authors: Опарін, Анатолій Володимирович
Опарин, Анатолий Владимирович
Oparin, Anatoliy Volodymyrovych
Брітавська, Олена Павлівна
Бритавская, Елена Павловна
Britavska, Olena Pavlovna
Куценко, Лариса Юріївна
Куценко, Лариса Юрьевна
Kutsenko, Larisa
Keywords: комп’ютерне тестування
перевірка знань
контроль якості освіти
компьютерное тестирование
проверка знаний
контроль качества образования
computer testing
testing knowledge
quality control of education
Issue Date: 2017
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Опарін А. В. Проблеми комп’ютерного тестування знань у сучасній освіті. / А. В. Опарін, О. П. Брітавська, Л. Ю. Куценко // Науковий вісник Південноукраїнського національного педагогічного університету ім. К. Д. Ушинського. - 2017. - № 1. - С. 68-74.
Abstract: Представлену роботу присвячено питанню перевірки знань студентів як одного із способів мотивування навчання. На даний час є актуальною задача використання сучасних інформаційних технологій для контролю знань студентів у період між сесіями, під час складання заліків у великої кількості студентів у стислі терміни, перевірки рівня засвоєння навчального матеріалу у разі самопідготовки, а також для самотестування знань студентами без участі викладача. Останній фактор – найбільш важливий у випадку дистанційного навчання. Работа посвящена вопросу проверки знаний студентов как один из способов мотивации обучения в рамках высшей школы. В современном образовании актуальной задачей есть внедрение информационных технологий с целью контроля усвоения знаний студентов в период между сессиями, в процессе сдачи зачетов и экзаменов за малый промежуток времени. Кроме того, указанный способ проверки уровня знаний незаменим при самоподготовке, а также в случае дистанционного обучения. Последнее в нынешнее время приобретает огромную популярность не только среди молодежи, но и среди более взрослого сегмента населения, когда необходимо совершенствовать знания или сменить профессию. Особое значение тестирование приобретает как инструмент дистанционного контроля знаний, а также в качестве текущей проверки качества усвоения информации о понятиях, представлениях, закономерностях выбранных дисциплин. Включение тестирования в учебный процесс позволяет улучшить организацию и совершенствовать его качество. Отметим, что тестовые задания должны разрабатываться в соответствии с требованиями, которые предъявляются к данной дисциплине. Содержание тестов должно охватывать все базовые понятия, используемые в изучаемом разделе. Это позволяет универсализировать и сделать едиными подходы к усвоению знаний в рамках данного объекта изучения. Таким образом, компьютерное тестирование позволяет, с одной стороны, контролировать качество усвоения знаний студентов, а с другой – оценивать количественно уровень усвоения. Кроме того, компьютерное тестирование можно использовать для оценки эффективности той или иной методики обучения и организации учебного процесса, включая применение современных компьютерных технологий. Однако переоценивать тестирование как один из способов контроля знаний не стоит. Такой способ проверки знаний обладает и определенными ограничениями: 1. использование тестирования не позволяет в полном объеме сформировать умение последовательно излагать свои мысли, строить на основе имеющихся знаний логические заключения, позволяющие применять теоретические знания в нестандартных ситуациях. Это связано с тем, что залогом отличного ответа на тест является хорошая визуальная память. Студенты механически запоминают верный ответ, не осмысливая его содержания; 2. полученные в результате тестирования данные о пробелах в знаниях по конкретным разделам не могут способствовать устранению этих пробелов. Для устранения пробелов необходима дополнительная работа со студентами. При устном ответе экзаменатор, как правило, ведет со студентом диалог, задает наводящие вопросы, заставляя студента проиллюстрировать практическими примерами теоретические знания. В результате уровень осознанного понимания проблематики дисциплины возрастает; 3. в тестировании всегда присутствует элемент случайности: учащийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть простое угадывание ответа, особенно в тестах невысокого уровня сложности. Стандартные наборы тестовых заданий для большинства дисциплин разработаны в довольно простой форме. Обычно это сборники вопросов и задач, рассчитанных на выбор одного или нескольких правильных ответов из числа предложенных. Составление тестов, адекватных поставленной задачей – процесс сложный, многоуровневый, вытекающий из многих принципов: соответствие содержания теста целям тестирования, определение значимости проверяемых знаний, взаимосвязь содержания и формы, содержательная правильность тестовых заданий, репрезентативность содержания учебной дисциплины в содержании теста, комплексность и сбалансированность содержания теста, системность содержания, вариативность содержания. В течение последних четырех лет на базе мореходного колледжа технического флота Национального университета «Одесская морская академия» проводилось компьютерное тестирование по общеобразовательным и специальным дисциплинам дважды в семестр. В результате получены статистические данные, позволяющие утверждать, что такой способ контроля знаний повышает мотивацию обучения, систематизирует полученные знания, совершенствует работу преподавателей. The work is devoted to the issues connected with testing students as a way to motivate learning within higher education. In modern education, an urgent task is the implementation of information technologies in order to control the assimilation of students’ knowledge within the periods between sessions, in the course of having pass / fail credits and taking examinations for a small period of time. Furthermore, the designated method of verifying the level of knowledge is indispensable for self-preparation as well as in the case of distance learning. The latter is gaining tremendous popularity at the present time not only with young people but also with adult population when it is necessary to improve their knowledge or change their profession. Testing as an instrument for remote control of knowledge is of particular importance; it is also a method which facilitates testing of the quality of information assimilation concerning concepts, representations, regulations of selected disciplines. The inclusion of testing in the learning process can improve its organization and quality. Note that test tasks should be developed in accordance with the requirements that are imposed on a particular discipline. The content of the tests should cover all the basic concepts used in the field under study. This makes it possible to universalize and make the approaches to mastering knowledge unified within the framework of this object of study. Thus, computer testing allows us, on the one hand, to monitor the quality of mastering students' knowledge, and on the other hand, to quantify their level of mastering. In addition, computer testing can be used to assess the effectiveness of one or another method of teaching and organization of the educational process, including the use of modern computer technologies. However, we should not overestimate testing as one of the ways to control knowledge. This way of testing knowledge has certain limitations: 1. the use of testing does not allow us to fully create the ability to consistently expound your thoughts, built on the basis of the obtrained knowledge, logical conclusions that allow you to apply theoretical knowledge in nonstandard situations. This is due to the fact that a good visual memory is a guarantee of excellent answers to test assignments. Students mechanically remember the correct answer without comprehending its content; 2. the data obtained from testing knowledge gaps in specific sections can not help to eliminate these gaps. To eliminate gaps, additional work with students is required. While testing students in an oral way, the examiner, as a rule, conducts a dialogue with a student, sets leading questions, forcing a student to illustrate practical examples with theoretical knowledge. As a result, the level of conscious understanding of the issues covered by a discipline increases; 3. there is always an element of randomness in testing: a student who does not answer a simple question can give the right answer to a more complex one. The reason for this may be a simple guessing of an answer, especially when dealing with tests with a low level of complexity. Standard sets of test tasks for most disciplines are elaborated in a simple form. Usually they are collections of questions and tasks which presuppose a choice of one or several correct answers from the proposed ones. While elaborating tests which are adequate to the task is a complex, multilevel process, corresponding to many principles: the correspondence of the test contents to the purposes of testing, the determination of the significance of the tested knowledge, the relationship between the contents and a form, the content correctness of the test tasks, the representativeness of an academic discipline in the contents of the test, the complexity and balance of the test contents, systemic contents, contents variability. For the past four years at the National University «Odessa Maritime Academy» computer testing has been conducted twice a semester in the course of study of general and special disciplines. As a result, the obtained statistics testifies that this method of knowledge control increases motivation in training, systematizes this knowledge, improves teachers’ work.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/3462
Appears in Collections:2017

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Oparin-Britavska-Kutsenko-2017-1.pdf791.42 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.