Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/2156
Title: Життєві стратегії як творчі засоби проектування життєвого шляху особистості
Other Titles: Жизненные стратегии как творческие способы проектирования жизненного пути личности
Life strategies as a creative way of life path planning by a personality
Authors: Кабиш-Рибалка, А. В.
Кабыш-Рыбалка, А. В.
Kabysh-Rybalka, A.
Keywords: особистість
життєвий шлях
творчість
проектування життєвого шляху
вибір життєвої стратегії
личность
жизненный путь
творчество
проектирование жизненного пути
выбор жизненной стратегии
personality
way of life
life strategy
life path planning
choice of life strateg
Issue Date: 2016
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Кабиш-Рибалка А. В. Життєві стратегії як творчі засоби проектування життєвого шляху особистості / А. В. Кабиш-Рибалка // Наука і освіта : наук.-практ. журнал. – 2016. – № 5. – С. 95–99.
Abstract: У статті запропоновано класифікацію життєвих стратегій як творчих засобів проектування життєвого шляху. Розкрито основні аспекти проблеми вибору життєвої стратегії та етапи становлення стратегії як творчого засобу проектування життєвого шляху. Розглянуто п’ять основних видів стратегій, згідно з теорією В.О. Моляко, про творчу конструктологію. Це стратегії аналогізування, стратегії комбінування, реконст- руктивні стратегії, універсальні стратегії та стратегії спонтанних спроб і помилок в процесі становлення життєвого шляху.В статье предложена классификация жизненных стратегий как творческих средств проектирования жизненного пути личности. Раскрыты основные аспекты проблемы выбора жизненной стратегии и этапы становления стратегии как творческого средства проектирования жизненного пути. В данной статье нашей целью было разработать структуру стратегий как творческих средств, которыми личность руководствуется при проектировании жизненного пути. Существует пять основных видов стратегий жизнетворчества, которые описаны в со- ответствии с теорией В.А.Моляко о творческой конструктологии. Это стратегии аналогизирования, стратегии комбинирования, реконструктивные стратегии, универсальные стратегии и стратегии спонтанных проб и ошибок в процессе становления жизненного пути. Данная стратегиальная теория творческого конструирования целесообразна при исследовании вопросов жизнетворчества, поскольку оно основывается как на опыте авторитетных людей, так и собственном опыте и умении сознательно использовать ресурсы своей личности, которые могут сыграть значительную роль при выборе той или иной стратегии проектирования жизненного пути. Каждая из названных стратегий направлена на структурно-функциональные преобразования – построение структур с определенными функциями – и является сущностью творческого конструирования, которое и выступает ос- новой стратегического проектирования жизненного пути личности. В жизни человека одним из потенциально наиболее благоприятных периодов для успешного овладения технологиями жизнетворчества является студенческий возраст. Во время этого этапа крайне важна разработка и применение специальных психолого-педагогических взаимодействий с целью достижения студентами надлежащего уровня способности к творческому проектированию стратегий жизненного пути. Одним из основных механизмов, с помощью которого можно достичь желаемой эффективности приобретения опыта жизнетворчества, является рефлексия жизненного пути, а также методов и стратегий жизнетворчества, осознание стадиальности процесса их построения. В данной статье мы рассматриваем поэтапно процесс становления жизненной стратегии, основанном на подходе Т.Е. Резника. Психология жизнетворчества определяется формированием стратегий жизненного проектирова- ния как сознательного создания личностью способа и стиля своей жизни. В проектировании сопоставляется идея желаемого результата и возможного, предварительного разворота жизненных процессов и потенциальных событий через имплементацию конкретных действий согдасно той или иной стратегии. Иными словами жизненный проект – это желаемый результат и шаги его достижения (то есть – жизненная стратегия). The article deals with a classification of life strategies as a way of creative planning of a personality’s life path. There are five main strategies according to the theory of V. Molyako about the creative constructology: strategies of analogy, combinative strategies, reconstructive strategies, strategies of universal way of creating, and spontaneous strategies of the life path planning. This theory of creative constructing is appropriate in terms of studying life creativity, as it is based on the experience of both: competent people and one’s own experience and ability to use consciously the resources of one’s personality, which can play a significant role in the personal choice of life path strategy. Each of the strategies is focused on the structural and functional transformation – construction of structures with specific functions, and is the essence of creative planning, which is considered as the basis of strategic planning of life. Adolescence (student age) is potentially one of the most favourable periods for the successful acquisition of life path strategy. During this phase it is very important to implement special pedagogical interaction in order to achieve an appropriate level of students’ creativity on the way of planning their life path using life strategies. One of the ways of achieving the desired efficiency of life creativity experience is life path reflection. Psychology of life creativity is defined by the formation of life planning strategies as a tool of conscious creation of way and style of life by a personality. In other words, life planning is the desired result and the steps to achieve it.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/2156
ISSN: 2311-8466
Appears in Collections:2016

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Anna Kabysh-Rybalka.pdf322.11 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.