Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/2139
Title: Психологічна модель розуміння музичних творів: структура та компонентний склад
Other Titles: Модель понимания музыкальных произведений: структура и компонентный состав
Psychological model of understanding a musical composition: structure and components
Authors: Весельська, А. Л.
Весельская, А. Л.
Veselska, A.
Keywords: розуміння музичних творів
структура розуміння
когнітивний
операціональний та регулятивно-особистісний компоненти розуміння
понимание музыкальных произведений
структура понимания
когнитивный
операциональный и регулятивно-личностный компоненты понимания
music understanding
understanding structure
cognitive
operational and regulatory-personal understanding
Issue Date: 2016
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Весельська А. Л. Психологічна модель розуміння музичних творів: структура та компонентний склад / А. Л. Весельська // Наука і освіта: наук.-практ.. – 2016. – № 5. – С. 66–72.
Abstract: Розуміння музичного твору є складним процесом, де поєднуються емоційна та інтелектуальна сторони, зміст музичного матеріалу й особливості особистості. Ця єдність ускладнює процес розуміння та зумовлює потребу в структуруванні та уточненні компонентів загальної моделі розуміння, яка й визначає специфіку та результативність сприймання творів мистецтва. У статті проводиться аналіз теоретичних підходів та емпіричних досліджень з питань сприймання та розуміння музичних творів. Пропонується модель розуміння музичних творів, що включає когнітивний, операціональний та регулятивно-особистісний компоненти. Обґрунтовується зміст кожного компоненту розуміння музики. Рост объема музыкальной информации, которую человек воспринимает в повседневной жизни, определяет актуальность исследования процессов восприятия и понимания. Музыка тиражируется в повседневной жизни средствами массовой информации, используется как фон для подачи информации, например, в рекламе; становится средством общения в молодежных субкультурах. Понимание музыкального произведения – это сложный процесс, где сочетаются эмоциональная и интеллектуальная стороны, содержание музыкального материала и особенности личности. Это единство усложняет процесс понимания и обусловливает необходимость в структурировании и уточнении компонентов общей модели понимания, которая и определяет специфику и результативность восприятия произведений искусства. В общем виде, проблема восприятия и понимания музыки раскрывается в исследованиях в различных областях психологии: психофизиологии, музыкальной психологии, психологии искусства и т. п. Существующие модели восприятия музыки основываются на сравнительной структуре перцептивного акта, отражают многомерность и многоуровневость музыкального произведения. Слушательскую деятельность представляют и как слуховой анализ произведения, где единицей измерения является звуковой объект, и как процесс схематизации и упрощения информации, которая объективно содержится в музыкальном произведении. Цель статьи – проанализировать структуру и содержание общей модели понима- ния музыкальных произведений. Предлагаемая модель понимания музыкальных произведений включает когнитивный, операциональный и регулятивно-личностный компоненты. Когнитивный компонент включает: знания, накопленные субъектом (уровень осведомленности в сфере музыкального искусства): сущности и функции музыкального искусства; содержания средств музыкальной выразительности, которые опосредуют процесс понимания (формы, жанра); исторических условий, обусловивших появление музыкального произведения; особенностей личности композитора; предыдущий опыт: музыкально-слуховой и жизненный опыт; субъективные системы смыслов (стереотипы, шаблоны, установки): стереотип поверхностного восприятия; установка на эстетическое удовольствие. Операциональный компонент в структуре понимания музыки включает те качества субъекта, которые позволяют ему успешно осуществлять процедуру понимания музыкального произведения, то есть динамичную сторону процесса понимания, связанную с мыслительными тенденциями, которые можно объединить термином «стратегия»: поиск аналогов, комбинирование, гибкая стратегия, продуктивная. Регулятивно-личностный компонент включает: свойства мышления: гибкость, преобладание образного или вербального способа переработки информации; индивидуально-типологические особенности; уровень общего и эмо- ционального интеллекта. Предложенная модель, включающая когнитивный, операциональный и регулятивноличностный компоненты, может быть базовой для исследования процесса понимания музыкальных произведений.The article is aimed at analysing the structure and content of the general model of musical compositions understanding.The increasing amount of musical information perceived by people in everyday life determines the relevanceof researching the processes of perception and understanding of music. Music is reproduced in daily life by the media, itis used as the background for the presentation of information, for example, in advertising; it is a means of communication for youth subcultures. The understanding of a musical composition is a complex process, where the emotional andintellectual aspects are combined along with the content of musical material and personality traits. This unity complicates the understanding and necessitates structuring and refining the components of a common model of understanding, which determines the specificity and efficiency of art perception. In general, the issue of perception and understanding of a musical composition is revealed in studies of various fields of psychology: neuroscience, music psychology, psychology of art etc. The existing models of music perception are based on comparable structure of perceptual act that reflects multidimensionality and multilevel character of a music composition. Listening is considered both as auditory analysis of a composition, where the unit is a sound object, and as a process of schematisation and simplification of the information contained in a musical composition. The model of music understanding, including cognitive, operational and regulatory-personal components, has been offered. The cognitive component includes knowledge accumulated by a subject (awareness in the field of music): the nature and functions of music art; contents of means of musical expression that mediates the process of understanding (form, genre); history of the emergence of a musical composition; personality traits of a composer; previous experience: auditory and life experience; subjective systems of meanings (stereotypes, attitudes): superficial stereotype perception; focusing on aesthetic pleasure from a musical composition. The operational component of the structure of music understanding includes those subject properties that make it possible to successfully perform the procedure of understanding a musical composition. The regulatory and personal component includes properties of thinking: flexibility, the prevalence of verbal or figurative way of information processing; individuallytypological features; the level of general and emotional intelligence.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/2139
ISSN: 2311-8466
Appears in Collections:2016

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Alla Veselska,.pdf447.09 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.