Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/2126
Title: Сприяння соціального оточення відновленню та зростанню особистості при посттравматичних станах та розладах
Other Titles: Поддержка социальным окружением восстановления личности после посттравматических состояний и расстройств
Support for persons exposed to trauma: the role of social environment
Authors: Горбунова, В. В.
Горбунова, В. В.
Horbunova, V.
Keywords: посттравматическое стрессовое расстройство
травматические событие
интрузии
избегание
посттравматический рост
ближайшее социальное окружение
posttraumatic stress disorder
traumatic events
intrusions
avoidance
posttraumatic growth
nearest social environment
посттравматичний стресовий розлад
травматична подія
інтрузії
уникання
посттравматичне зростання
соціальне оточення
Issue Date: 2016
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Горбунова В. В. Сприяння соціального оточення відновленню та зростанню особистості при посттравматичних станах та розладах. / В.В. Горбунова // Наука і освіта : наук.-практ. журнал . – 2016. – №5. – С.– 40–45.
Abstract: Стаття присвячена проблемі відновлення та зростання осіб, які пережили травматичні події. Зокрема, йдеться про роль найближчого соціального оточення у розумінні, підтримці та фасилітації адаптивних змін у картині світу, поведінці та емоційних реакціях тих осіб, які зазнали впливу факторів, що загрожують життю та здоров’ю та зіткнулися з посттравматичними станами і розладами. Матеріал подається у такій чергово- сті: поняття про посттравматичний стресовий розлад, його симптоми та діагностичні критерії; нейрофізіологічні зміни у діяльності нервової системи та мозку; опис супутніх проблем та розладів; рекомендації особам з найближчого оточення щодо підтримки та сприяння посттравматичному особистісному зростанню постраждалих; ознаки, які свідчать про потребу звернення за фаховою допомогою. Статья посвящена проблеме восстановления и личностного роста людей, которые пережили травматические со- бытия и имеют посттравматические состояния и расстройства. Актуальность поднятой проблемы особенно велика в современных условиях возрастающей травматизации населения и частом наличии препятствий для получения профессиональной помощи. В такой ситуации основная роль в поддержке процессов природного восстановления пси- хики и социально-психологической адаптации пренадлежит ближайшему социальному окружению, людям, которые каждый день встречаются с пострадавшим, сопровождают его в жизни. В частности, в статье обсуждается роль ближайшего социального окружения в поддержке и фасилитации адаптивных изменений в картине мира, поведении и эмоциональных реакциях людей, которые столкнулись с событиями, угрожающими жизни и здоровью. Основная цель статьи – описать и систематизировать рекомендации по фасилитации восстановления и личностного роста людей, которые пережили травматические события. Материал статьи структурирован таким образом, чтобы читатели смогли сначала получить понятие о посттравматическом стрессовом расстройстве, его симптомах и диагностических критериях, нейрофизиологических изменениях в деятельности нервной системы и мозга людей, которые столкнулись с травмой; после – познакомиться с коморбитными проблемами и расстройствами и на завершение – получить информацию и конкретные рекомендации по поддержке и фасилитации личностного роста людей, которые столкнулись с травмой, а также познакомиться з признаками в поведении и реакциях, которые свидетельствуют о необходимости обратиться за профессиональной помощью. Готовность способствовать преодолению посттравматических состояний близких, прежде всего, основывается на знании и понимании диагностических признаков и нейрофизио- логических механизмов посттравматических реакций, а также на владении основными навыками социальнопсихологической поддержки, основными из которых являются: нормализация состояния, создание эмоционально спокойного пространства для безопасных воспоминаний, а также переориентация фокуса внимания на достижение и способствование погружению в продуктивные и интересные виды деятельности.The article deals with the issue of recovery and personal growth of people exposed to trauma events and who have post-traumatic disorders. This issue is considered to be relevant because there is the increase of traumatic events in current war situation in Ukraine. In addition, Ukrainians, especially those who live in war territory, have no opportunity to get professional assistance. In this situation, the main role in supporting the natural mental recovery processes belongs to people from the nearest social environment. A traumatic event causes a number of changes in the nervous system functioning, which can be manifested in nightmares, negative self-attitude, depression, aggression, or on the contrary, indifference. One should remember that none of these manifestations means abnormality or deviation. All of them are a normal psychological reaction to traumatic events. One of the significant factors of recovery after traumatic events is the support of relatives and close friends, their calm and encouraging attitude. A person who has experienced trauma becomes sensitive to different triggers (reminders about the event). Everything associated with a traumatic event can cause tension, anxiety, aggression, etc. People, their actions, words or phrases, concrete situations or just things, sounds, scents can act like triggers. Thus, the following peculiarities of behaviour are the signals meaning that one should consult a psychologist: if a person avoids communication and prefers to spend all the time in his/her “safe place (at home)”; if he/she refuses to think about the traumatic event, denies the facts which have taken place in his/her life in reality; loses his/her interests and hobbies, becomes indifferent to everything; manifests no interest in his/her relatives’ or friends’ life; misuses alcohol or drugs, etc. In such situations, close people should understand the symptoms and neurophysiological mechanisms of posttraumatic reactions. They should master the skills of socio-psychological support, which include psychological recovery, creating emotionally calm conditions for safe memories, refocusing on a certain kind of activity (finding new hobby, etc.).
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/2126
ISSN: 2311-8466
Appears in Collections:2016

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Victoriia Horbunova.pdf490.17 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.