Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/2025
Title: Методика виховання культури здоров’я дітей дошкільного віку в різновікових групах
Other Titles: Методика воспитания культуры здоровья детей дошкольного возраста в разновозрастных группах
Technique of health culture education of preschool children in different age groups
Authors: Бедрань, Руслан Вікторович
Бедрань, Руслан Викторович
Bedran, Ruslan Victorovich
Keywords: методика
педагогічні умови
модель
етапи
основні елементи виховної роботи
культура здоров’я
діти різновікових груп
методика
педагогические условия
модель
этапы
основные элементы воспитательной работы
культура здоровья
дети разновозрастной группы
technique
pedagogical conditions
model
stages
main elements of the educational work
health culture
children of different age
Issue Date: 2016
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Бедрань Р. В. Методика виховання культури здоров'я дітей дошкільного віку в різновікових групах / Р. В. Бедрань // Наука і освіта : наук.-практ. журнал . – 2016. – № 10. – С. 19 4–199.
Abstract: У статті подано методику виховання культури здоров’я дітей дошкільного віку в різновікових групах, що описана як поетапна і послідовна реалізація визначених педагогічних умов і моделі відповідно до обраних етапів: когнітивно-збагачувального, репродуктивно-діяльнісного та емоційно-креативного. Схарактеризовано основні елементи виховної роботи на кожному етапі методики: тематичні заняття, ігрові ситуації, дидактичні, сюжетно-рольові, режисерські ігри, ігри-ситуації, проекти, скретч-проекти, ранкова гімнастика, гімнастика після денного сну, фізкультхвилинки, рухливі, музично-рухливі ігри, ритмічна гімнастика, фітболгімнастика, вправи на розвиток дихання, сили голосу, різні види вправ оздоровчої спрямованості, навчальноігрові ситуації, ігрові вправи культурно-оздоровчого спрямування, тематичні свята. В статье представлена экспериментальная методика воспитания культуры здоровья детей дошкольного возраста в разновозрастных группах, которая предусматривала поэтапную и последовательную реализацию выделенных педагогических условий и модели в соответствии с выбранными этапами: когнитивно-обогатительного, репродук-тивно-деятельностного и емоционально-креативного. Так, для реализации первого педагогического условия – наличия развивающей здоровьясберегающей среды, направленной на воспитание культуры здоровья детей в разновозрастных группах, был создан «Центр здоровья». Основными элементами воспитательной работы в центре были тематические занятия, игровые ситуации, дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские игры, игры-ситуации, проекты, скретч-проекты. Создание «Центра здоровья» происходило на первом – когнитивно-обогатительном этапе. В рамках этого центра дети получали знаниями о здоровье, здоровом образе жизни, о способах ведения здорового образа жизни. У детей развивали целеустремленность, инициативность и самостоятельность в использовании приобретенных знаний в поведении и деятельности для достижения результатов по воспитанию культуры здоровья детей в соответствии с авторской программой «Воспитываем культуру здоровья детей дошкольного возраста в разновозрастных группах (для детей 5 и 6 года жизни)». Реализация второго педагогического условия – наполнение физического воспитания детей разновозрастной группы здоровьясберегающим содержанием с учетом их возрастных особенностей – происходила на репродуктивно-деятельностном этапе работы. Организация воспитателем физкультурной деятельности и наполнение физического воспитания необходимым здоровьясберегающим содержанием давали ребенку возможность уточнить и закрепить представление об элементах культуры здоровья и здорового образа жизни, помогали приобрести новые знания о важности ведения здорового образа жизни для сохранения и укрепления своего здоровья, а также упражняться в реализации этих знаний и представлений в деятельности и поведении. Основными формами работы на данном этапе выступили: утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, физкультминутки, подвижные, музыкально-подвижные игры, ритмическая гимнастика, фитбол-гимнастика, упражнения на развитие дыхания, силы голоса, различные виды упражнений оздоровительной направленности. На эмоционально-креативном этапе было реализовано третье педагогическое условие – стимулирование взаимодействия детей разного возраста в учебно-воспитательном процессе разновозрастной группы. Реализация этого условия предусматривала предварительную организацию воспитателем педагогического взаимодействия с взаимодействующими между собой детьми. Стимулирование взаимодействия детей разного возраста в учебно-воспитательном процессе про- ходило в учебно-игровых ситуациях, игровых упражнениях культурно-оздоровительного направления, тематических праздниках и т.п. Положительные изменения у детей в экспериментальных группах после завершения формирующего эксперимента подтвердили эффективность предложенных педагогических условий, модели и экспериментальной методики воспитания культуры здоровья детей дошкольного возраста в разновозрастных группахThe article deals with the experimental technique of health culture education of preschool children in different age groups, which involved staged sequential implementation of the pedagogical conditions according to the following stages: cognitive, reproductive and emotional. In order to implement the first pedagogical condition (the availability of the developmental health-saving environment, focused on the health culture education), the “Health Centre” has been created. The educational work in the centre involved role playing, different games, and projects. The creation of the centre was carried out at the cognitive stage. Children acquired knowledge about their health, organism, healthy lifestyle, etc. Such traits as purposefulness,leadership and independence in using the obtained knowledge have been developed in preschoolers. The implementation of the second pedagogical conditions (implementing health-saving elements into the physical education process) was carried out at the reproductive stage. This stage involved morning exercises, gymnastics, active games, fitball exercises, etc. At the emotional stage, the third pedagogical condition (stimulating the interaction of the preschool children of different age) was implemented. This condition provided organisation of the pedagogical interaction between all preschoolers of different age. This stage involved the following methods of work: study and game situations, recreational gymnastics, thematic parties, etc. The observed positive changes in the experimental groups of preschool children of different age after the completion of the experiment prove the efficiency of the suggested pedagogical conditions and the experimental technique of health culture education of preschool children in different age groups.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/2025
ISSN: 2311-8466
Appears in Collections:2016

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Ruslan Bedran.pdf632.26 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.