Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1863
Title: Передумови формування фасилітаційної спрямованості майбутніх учителів в освітньому просторі вишу
Other Titles: Предпосылки формирования фасилитационной направленности будущих учителей в образовательном пространстве высшей школы
Prerequisites for the formation of future teachers’ facilitative attitude in the educational environment of universities
Authors: Галіцан, Ольга Анатоліївна
Галицан, Ольга Анатольевна
Halitsan, Olha Anatoliivna
Keywords: фасилітація
фасилітаційна спрямованість
майбутній вчитель
освітній простір вишу
фасилитация
фасилитационная направленность
будущий учитель
образовательное пространство ВУЗа
facilitation
facilitative attitude
future teacher
Issue Date: 2016
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Галіцан О. А. Передумови формування фасилітаційної спрямованості майбутніх учителів в освітньому просторі вишу / О. А. Галіцан // Наука і освіта : наук.-практ. журнал. – 2016. – № 10. – С. 69–75.
Abstract: У статті висвітлено теоретичний аспект проблематики формування фасилітаційної спрямованості майбутніх учителів в освітньому просторі сучасних вишів. Подано результати аналізу наукових (словникових, довідкових) джерел з порушеної проблеми. Представлено наукові позиції учених щодо феномену фасилітації. Презентовано специфіку професійно-педагогічної діяльності вчителя та значення фасилітаційної спрямованості для успішного її здійснення. Автором окреслено перспективи наукових розвідок у контексті обґрунтування фасилітаційної спрямованості як компонента професійної компетентності вчителяСтатья освещает теоретический аспект проблемы формирования фасилитационной направленности будущих учителей в образовательном пространстве современного высшего учебного заведения. Автор представляет собственную интерпретацию результатов анализа научного фонда по проблеме, а именно: справочной литературы, психологических, философских и педагогических источников. На основе анализа научного фонда доказано, что феномен фасилитации не определён терминологически окончательно, в частности, исследователи трак-туют его в таких терминологических вариациях: фасилитирующее общение, фасилитационная компетентность, социальная фасилитация, асилятивность. Автором предложено наиболее общее понимание термина «фасилитация»: специфический вид общения между субъектами образовательного пространства, который предполагает облегчение взаимодействия в совместной деятельности, в том числе – воспитательной и обучающей. Педагогическое содержание феномена фасилитации синонимически близко с понятиями «педагогическая поддержка» и «педагогическое сопровождение», а значит призвано способствовать облегчению учебного процесса. Основным заданием учителя-фасилитатора в профессиональной деятельности становится недоминантное вмешательство в становление личности ученика, формирование положительных черт личности школьника, воспроизведение условий для инициации и совершение им осознанного выбора. Педагогическая фасилитация определена как специфический вид педагогической деятельности учителя, призванный помочь ребёнку в осознании себя как самоценности, поддерживать его стремление к саморазвитию, самореализации, самосовершенствованию, содействовать личностному росту, раскрытию способностей, познавательных возможностей, актуализировать ценностное отношение к людям, природе, национальной культуре на основе организации помогающего, гуманистического, диалогичного общения. Автором обозначены перспективы для представления фасилитационной направленности как элемента системы профессиональной компетентности учителя.The article deals with the issue of the formation of future teachers’ facilitative attitude in the educational environment of a modern higher educational institution. It has been found that there is no certain final determination of the term of facilitation. In modern Ukrainian and Russian scientific literature the following terminological variants are used: facilitative communication, facilitative competence, social facilitation. The concept of facilitation is considered as a specific kind of communication between the subjects of the educational environment, which improves the communication in mutual activities in the sphere of education. The essence of the concept of facilitation in education is synonymically close to the concepts of pedagogical support, which means it helps to simplify the educational process. The main task of a teacher-facilitator is nondominant intervention in the development and formation of a school student’s personality, formation of positive traits, creation of conditions for initiation and making conscious decisions. Pedagogical facilitation is considered as a specific kind of pedagogical activity of a teacher, which aims at helping a child to realise himself/herself as a self-value, supporting his/her desire for self-development and self-improvement, contribute to his/her personal growth, revealing educational capabilities and skills, instilling axiological attitude towards other people, nature, national culture on the basis of humanistic dialogic communication. The prospects for the further research are focused on studying facilitative attitude as the element of the system of a teacher’s professional competence.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1863
ISSN: 2311-8466
Appears in Collections:2016

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Галіцан О. А..pdf652.28 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.