Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1860
Title: Педагогічні засади підготовки майбутніх учителів фізичної культури до фізкультурно-оздоровчої діяльності
Other Titles: Педагогические аспекты подготовки будущих учителей физической культуры к физкультурно-оздоровительной деятельности
Pedagogical aspects of preparing future physical culture teachers for physical recreation activities
Authors: Джуринський, Петро Борисович
Джуринский, Петр Борисович
Бурдюжа, Софія Володимирівна
Бурдюжа, София Владимировна
Dzhurynskii, Petro Borysovych
Burdyuzha, Sofia Volodymyrivna
Keywords: фізкультурно-оздоровча діяльність
фізкультурно-оздоровче середовище
фізкультурно-оздоровчі заходи
майбутні учителі фізичної культури
структура підготовки
процес підготовки
експериментальна модель
педагогічні умови
педагогические условия
экспериментальная модель
процесс подготовки
будущие учителя физической культуры
физкультурно-оздоровительные мероприятия
физкультурно-оздоровительная среда
физкультурно-оздоровительная деятельность
структура подготовки
physical recreation activities
physical recreation environment
physical recreation events
structure of training
educational process
experimental model
pedagogical conditions
Issue Date: 2016
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Джуринський П. Б. Педагогічні засади підготовки майбутніх учителів фізичної культури до фізкультурно-оздоровчої діяльності / П. Б. Джуринський // Наука і освіта : наук.-практ. журнал . – 2016. – № 10. – С. 45 –51.
Abstract: У статті представлено педагогічні засади підготовки майбутніх учителів фізичної культури до фізкультурно-оздоровчої діяльності. Визначено поняття «фізкультурно-оздоровча діяльність учителя фізичної культури», «фізкультурно-оздоровче середовище». Запропоновано компоненти, критерії, методи та педагогічні умови навчання. Розроблено і перевірено експериментальну модель підготовки майбутніх учителів фізичної культури до фізкультурно-оздоровчої діяльності. Встановлено, що одержані результати на прикінцевому етапі педагогічного експерименту є статистично значущими. Отримані дані підтвердили доцільність педа- гогічних методик підготовки майбутніх учителів фізичної культури до фізкультурно-оздоровчої діяльності. Физкультурно-оздоровительная деятельность учителя физической культуры предусматривает внедрение физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых, здоровьесберегающих, рекреационных и реабилитационных методик в учебно-воспитательном процессе, которые способствуют укреплению, сохранению, возобновлению и развитию здоровья учеников, повышению уровня физического развития и физической подготовленности и направлены на формирование физкультурно-оздоровительной окружающей среды. Определены компоненты подготовки: мотивационный, содержательный, технологический, рефлексивний и физкультурно-оздоровительный; критерии: ценностный, когнитивный, организационно-деятельностный, оценочно-мониторинговый, физкультурноповеденческий; уровни сформированности: высокий, достаточный, базовый, элементарный. Процесс подготовки включал педагогические условия: формирование мотивации на осуществление физкультурно-оздоровительной деятельности; междисциплинарная связь физкультурно-оздоровительного образования с дисциплинами гуманитарного, социально-экономического, естественнонаучного, профессионально-практического циклов подготовки; внедрение в процесс подготовки интерактивных методов обучения и воспитания; привлечение к физкультурно-оздоровительной деятельности. Была разработана и проверена модель подготовки будущих учителей физической культуры к физкультурно-оздоровительной деятельности, которая предусматривала поэтапную реализацию педагогических условий. На когнитивно-формировочном этапе студенты получили знания о современных методах и технологиях обучения относительно воспитания культуры движений, культуры здоровья, личной и коллективной гигиены, об основных понятиях сферы физической культуры и спорта и т.д. На репродуктивно-деятельностном этапе подготовки сту- денты приобрели прикладные умения и навыки физкультурно-оздоровительной деятельности. На креативнопрофессиональном этапе предусматривалась творческая разработка сценариев, проектов, планов, положений, ком-плексов физических упражнений, физкультурно-оздоровительных технологий обучения. На рефлексивно-оценочном этапе воплощались полученные студентами знания, умения и навыки физкультурно-оздоровительной деятельности во время педагогической практики, летних оздоровительных лагерях, при проведении внеклассных и внешкольных физкультурно-оздоровительных мероприятий. В качестве результата внедрения экспериментальной модели выступила сформированность уровней подготовленности будущих учителей физической культуры к физкультурнооздоровительной деятельности. На заключительном этапе педагогического эксперимента проверку полученных данных мы осуществили с помощью λ-критерия Колмогорова-Смирнова. Установлено, что полученные результаты является статистически значимыми. Полученные данные свидетельствуют о целесообразности реализации в высшем учебном заведении экспериментальной модели и педагогических условий подготовки будущих учителей физической культуры к физкультурно-оздоровительной деятельности. В перспективе дальнейших исследований ми реализуем учебно-методическое и технологическое сопровождение процесса подготовки будущих учителей физической культуры к физкультурно-оздоровительной деятельности на более поздних этапах подготовки. Physical recreation activities of a Physical Culture teacher involve implementation of physical recreation, sports, healthsaving, recreational and rehabilitation methods into the educational process, which contribute to strengthening, repairing and developing of school students’ health, increase of the level of physical fitness and are focused on the formation of physical recreation environment. The following components of training have been determined: motivational, content, technological, reflexive; physical recreation criteria: axiological, cognitive, organisational and activity, assessment and monitoring, physical and behavioural; levels of maturity: high, sufficient, basic, primary. The training process involves the following pedagogical conditions: formation of motivation to perform physical recreation activities; interdisciplinary bonds of physical recreational education and humanities, disciplines of social and economic sphere; implementation of interactive teaching methods into the educational process; involving students in physical recreation activities. The developed model of preparing future Physical Education teachers for physical recreation activities provided gradual implementation of the above mentioned pedagogical conditions. At the cognitive-formative stage students acquired knowledge about modern teaching methods and techniques concerning education of movements culture, health culture, personal and group hygiene, about the main concepts of physical culture and sports. At the reproductive and activity stage students mastered applied skills of physical recreation activities. The creative professional stage involved creative development of project, plans, sets of physical exercises, physical recreation teaching technologies. At the reflexive and assessment stage the acquired knowledge and developed skills of physical recreation activities by students during teaching practice, staying at recreational camps, during conduction extracurricular physical recreation events were put into action. As a result of the experiment the level of future Physical Education teachers' preparedness for physical recreation activities has increased. At the final stage of the pedagogical experiment the obtained data were verified with the help of λ-criterion of Kolmohorov-Smyrnov. It has been found that the obtained results are statistically significant; they confirm the purposefulness of the implementation of the developed experimental model and pedagogical conditions of preparing future Physical Culture teachers for physical recreation activities into the educational process of a higher educational nstitution.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1860
ISSN: 2311-8466
Appears in Collections:2016

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Джуринський П. Б., Бурдюжа С. В..pdf780.66 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.