Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1841
Title: Психолого-педагогічні питання сприйняття художнього твору молодшими школярами
Other Titles: Психолого-педагогические вопросы восприятия художественного произведения младшими школьниками
Psycho-pedagogical aspects of junior school students’ perception of art works
Authors: Гнатенко, К. І.
Гнатенко, Е. И.
Hnatenko, K.
Keywords: сприйняття
образ-персонаж
літературне читання
характеристика
початкова школа
аналіз художнього образу
молодші школярі
восприятие
литературное чтение
детская литература
начальная школа
уровни восприятия
младшие школьники
perception
literature readings
children’s literature
primary school
levels of perception
junior school students
Issue Date: 2016
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Гнатенко К. І. Психолого-педагогічні питання сприйняття художнього твору молодшими школярами / К. І. Гнатенко. // Наука і освіта : наук.-практ. журнал . – 2016. – № 10. – С. 18 – 23.
Abstract: Статтю присвячено розгляду особливостей сприйняття учнями літературних творів. Висвітлено погляди психологів, методистів та літературознавців щодо рівнів сприйняття молодших школярів. Охарактеризовано різноманітні тлумачення поняття «сприйняття» науковцями та його особливостей як психологічного процесу. Особлива увага приділена сприйняттю як передумові на шляху до розуміння літературного твору. Окреслено напрями методичної роботи над сприйняттям художніх творів у початковій школі. Проблема восприятия детьми литературного произведения является актуальной для современной педагогической науки и практики, именно ее решение позволит организовать методическую работу в школе более продуктивно. Учитывая огромную познавательную и воспитательную роль литературы, особое зна-чение приобретает задача школы научить детей полноценно воспринимать и понимать художественные произведения. Поэтому возникает вопрос управления детским восприятием. Восприятие художественной литературы как произведений искусства требует многоаспектного исследования на пересечении различных областей знаний. Философская теория отражения является теоретической основой трактовки восприятия; психология и физиология дают возможность исследовать именно процесс и механизм восприятия; литературоведение, эстетика, искусствоведение помогают понять восприятие произведения в его специфике. Несмотря на то, что проблема восприятия детьми литературного произведения находилась в центре внимания многих ученых, можно утверждать о наличии определенного количества вопросов, требующих своего решения: не создано общепринятой классификации уровней восприятия; отсутствует единая терминология; нет единого мнения относительно количества уровней восприятия, умений, которыми должен обладать ученик на каждом из уровней и степени вмешательства педагога в процесс восприятия. Процесс восприя- тия, как и большинство психологических процессов, является сложным комплексным процессом, в котором можно выделить определенные уровни, зависящие от многих факторов: от культуры читателя, зрителя, его психофизиологических особенностей, жизненных ситуаций. Все заложенные в литературном тексте уровни восприятия обусловлены взаимодействием автора и читателя, диалогом между ними. В своем исследовании мы опирались на четыре уровня восприятия художественного произведения, которые свойственны детям младшего школьного возраста. Каждый из этих уровней характерен для определенной возрастной категории младших школьников. По уровню восприятия можно судить о литературном развитии ученика и о его способности к работе над анализом произведения. На сегодняшний день важным вопросом является подбор произведений украинской детской литературы, которые позволят грамотно определить уровни восприятия младших школьников и дальнейшую методическую работу. Это обусловило дальнейшее направление нашего исследования. The issue of children’s perception of a literary writing is relevant in contemporary pedagogy; solving it will help organise the methodological work at primary schools more efficiently. Taking into account the enormous cognitive and educational role of literature, teaching children to perceive and understand works of art fully is a particularly important task for schools. The perception of literature as works of art requires a multi-aspect research at the intersection of different disciplines. Philosophical reflection theory is the theoretical basis for perception interpretation; psychology and physiology make it possible to investigate the very process and mechanism of perception; literary studies, aesthetics, art history facilitate the understanding of the perception of an art work in its specificity. Despite the fact that the issue of children’s perception of a literary work is the focus of many scientists’ attention, there are a great number of issues that need to be solved: there is no standard classification of perception levels; no terminology; no consensus on the number of perception levels, skills that a school student should have at each level, and teacher’s involvement in the perception process. The process of perception, like most psychological processes, is a complicated integrated process, which consists of certain levels that depend on a great number of factors: the culture of a reader, viewer, his/her physiological characteristics, circumstances. All the perception levels embedded in literary texts are determined by the interaction of an author and a reader, their conversation. In our study, we relied on four levels of art work perception, which are peculiar to children of primary school age. Each of these levels is typical for a certain age of junior school students. The level of perception makes it possible to evaluate the school students’ literary development, their ability to analyse the work. Prospects for further research are determined by the necessity of selecting Ukrainian literature for children, which will make it possible to determine the level of junior school students’ perception and required future methodological work correctly.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1841
ISSN: 2311-8466
Appears in Collections:2016

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Катерина Ігорівна Гнатенко (1).pdf666.22 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.