Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1836
Title: The model of future teachers’ project competence formation in the process of professional training
Other Titles: Модель формирования проектной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки
Модель формування проектної компетентності майбутніх учителів у процесі професійної підготовки
Authors: Levina, Inna Anatoliyivna
Левина, Инна Анатольевна
Левіна, Інна Анатоліївна
Keywords: model
project
projection
project activity
project competence
модель
проект
проектирование
проектная деятельность
проектная компетентность
модель
проект
проектування
проектна діяльність
проектна компетентність
Issue Date: 2016
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Levina I. A. The model of future teachers’ project competence formation in the process of professional training / I. A. Levina // Наука і освіта : наук.-практ. журнал. – 2016. – № 10. – С. 24 – 28.
Abstract: The article represents the results of theoretical analysis of project competence as a component of future teacher’s professional competence. The author reveals the essence and structure of project competence phenomenon, defines the criteria and levels of this competence formation, submits the model of future teachers’ project competence formation in the course of professional training in a higher educational institution.В статье представлены результаты теоретического анализа проектной компетентности как составляющей профессиональной компетентности будущего учителя. Автор выявляет сущность и структуру феномена «проектная компетентность», определяет критерии и уровни сформированности этой компетентности, представляет модель формирования проектной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной одготовки в ВУЗе. Проектная компетентность учителя представляет собой интегративное профессионально-личностное качество, основанное на знаниях, умениях, личностном опыте и ценностных ориентациях учителя, способствующих эффективной подготовке и внедрению образовательных проектов. В структуре проектной компетентности учителя выделяем следующие компоненты: мотивационно-целевой, когнитивный, операциональный и рефлексивно-личностный. В соответствии с определением и структурой проектной компетентности, были выявлены критерии (мотивационно-ценностный, когнитивно-деятельностный и рефлексивно-оценочный) и уровни её сформированности (репродуктивный, продуктивный и креативный). С учетом требований компетентностного подхода к образовательному процессу была разработана модель формирования проектной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки. Разработанная модель является сово- купностью составляющих ее целевого, содержательного, технологического и аналитико-результативного блоков. Каждый блок модели нацелен на формирование соответствующего компонента проектной компетентности. Взаимосвязи между ними обеспечивают системную целостность компетентности как результат функциониро- вания модели в системе профессиональной подготовки будущих учителей. Продуктивность функционирования модели обеспечивается соблюдением ряда условий: формирование у студентов эмоционально-положительного отношения к проектной деятельности; систематическое включение их в проектную деятельность и целенаправленное формирование проектных умений; привлечение студентов к креативной проектной деятельности. Неотъемлемой частью представленной модели формирования проектной компетентности является личностный компонент, который включает интерес, мотивацию, эмоционально-волевую регуляцию, отношение к проектной деятельности, самооценку степени сформированности проектной компетентности.У статті представлено результати теоретичного аналізу проектної компетентності як складової професійної компетентності майбутнього вчителя. Автором виявлено сутність і структуру феномена «проектна компетентність»,визначено критерії та рівні сформованості цієї компетентності, розроблено модель формування проектної компетен- тності майбутніх учителів у процесі професійної підготовки в ВНЗ. Проектна компетентність учителя являє собою інтегративну професійно-особистісну якість, що заснована на знаннях, уміннях, особистісному досвіді і ціннісних орієнтаціях учителя, які сприяють ефективній підготовці та впровадженню освітніх проектів. У структурі проектної компетентності вчителя виділено такі компоненти: мотіваційно-цільовий, когнітивний, операційний та рефлексивно-особистісний. Відповідно до визначення і структури проектної компетентності, було виявлено критерії (мотивацій-но-ціннісний, когнітивно-діяльнісний і рефлексивно-оцінний) та рівні її сформованості (репродуктивний, продуктивний і креативний). З урахуванням вимог компетентнісного підходу до освітнього процесу була розроблена модель формування проектної компетентності майбутніх учителів у процесі професійної підготовки. Розроблена модель є сукупністю складових її цільового, змістового, технологічного і аналітико-результативного блоків. Кожен блок моделі націлений на формування відповідного компонента проектної компетентності. Взаємозв’язок між ними забезпечує системну цілісність компетентності як результату функціонування моделі в системі професійної підготовки майбутніх учителів. Продуктивність функціонування моделі забезпечується дотриманням ряду умов: формування у студентів емоційно-позитивного ставлення до професійної діяльності; систематичне включення їх у проектну діяльність і цілеспрямоване формування проектних вмінь; залучення студентів до креативної проектної діяльності. Невід’ємною частиною представленої моделі формування проектної компетентності є особистісний компонент, який включає інтерес, мотивацію, емоційно-вольову регуляцію, ставлення до проектної діяльності, самооцінку ступеня сформованості проектної компетентності.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1836
ISSN: 2311-8466
Appears in Collections:2016

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Levina I. A..pdf688.52 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.