Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1822
Title: Соціально-психологічні чинники виникнення дезадаптованості в осіб молодого віку з обмеженнями життєдіяльності
Other Titles: Социально-психологические факторы возникновения дезадаптированности у лиц молодого возраста с ограничениями жизнедеятельности
Sociо-psychological peculiarities of disadaptation formation in young people with physical dysfunction
Authors: Чухрій, Інна Володимирівна
Чухрий, Инна Владимировна
Chukhrii, Inna Volodymyrivna
Keywords: соціально-психологічна дезадаптованість
молода людина з обмеженнями життєдіяльності
комунікабельність
негативні емоційні стани
поведінка
социально-психологическая дезадаптированность
молодой человек с ограничениями жизнедеятельности
коммуникабельность
негативные эмоциональные состояния
поведение
behavior
socio-psychological disadaptation
young person with physical dysfunction
sociability
negative emotional states
Issue Date: 2016
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Чухрій І. В. Соціально-психологічні чинники виникнення дезадаптованості в осіб молодого віку з обмеженнями життєдіяльності / І. В. Чухрій // Наука і освіта : наук.-практ. журнал . – 2016. – № 9. – С. 203– 210.
Abstract: У статті подається теоретичний аналіз проблеми соціально-психологічної дезадаптованості молодих людей з обмеженнями життєдіяльності. Проаналізовано ряд наукових концепцій, які акцентують увагу на взаємозв’язку несприятливої індивідуальної історії розвитку людини та наявності у неї особистісної дезадаптованості. Встано- влено, що досвід несприятливої для розвитку дитини взаємодії з матір’ю та іншими членами сім’ї, відсутність спілкування з однолітками, проблеми навчання, працевлаштування та інші можуть впливати на виникнення особистісної дезадаптованості. Припускається, що у молодих людей з обмеженнями життєдіяльності дезадаптованість виявляється в наявності негативних емоційних переживань, неконструктивних поведінкових та когнітивних стереотипах, ускладненнях комунікації та інших, які утворюються в процесі їх індивідуального розвитку.В статье представлен теоретический анализ проблемы социально-психологической дезадаптированности молодых людей с ограничениями жизнедеятельности. Проанализирован ряд научных концепций, которые акцентируют внимание на взаимосвязи неблагоприятной индивидуальной истории развития человека и наличии у него личностной дезадаптированности. Установлено, что опыт неблагоприятного для развития ребенка взаимодействия с матерью и другими членами семьи, отсутствие общения со сверстниками, проблемы обучения, трудоустройства могут влиять на возникновение личностной дезадаптированности. Л. С. Выготский в своих научных трудах отмечал, что дети с психофизическими нарушениями стремятся достичь типичных новообразований развития, однако по-другому, и подчеркнул важность педагогического сопровождения, который смог бы недостатки психического развития переформировывать в преимущества компенсации. В статье проанализиро- ваны научные труды, освещающие особенности переживания матери при наличии нарушений психофизическоые переживания негативным образом влияют на развитие ребенка. С развитием инклюзивного образования в Украине возникает целый ряд задач, в частности, образовательный процесс, основанный на принципах индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания, предполагает осведомленность педагога в индивидуальных особенностях психофизических возможностей каждого ребенка. Наиболее существенным фактором риска нарушения психологического здоровья ребенка с ограничениями в развитии может стать школьная система оценки деятельности и сравнения своей деятельности с деятельностью других, что существенно влияет на самооценку. У подростков с ограничениями жизнедеятельности наблюдается задержка психического развития, связанная с особенностями нетипичного развития, наличием последствия явлений депривации и госпитализма (так как большую часть времени они проводят в лечебных учреждениях). Если подросток не посещает ни общеобразовательных учреждений, ни центров социально-психологической реабилитации, то не удовлетворяется потребность в общении со сверстниками, в том числе противоположного пола. Главная задача личностного развития в молодом возрасте – поиск своего места и укрепления в мире взрослых. Предполагается, что у молодых людей с ограничениями жизнедеятельности дезадаптированность проявляется в наличии негативных эмоциональных переживаний, неконструктивных поведенческих и когнитивных стереотипах, осложнениях коммуникации, которые образуются в течение индивидуального развития.The article deals with the theoretical analysis of the issue of socio-psychological disadaptation of young people with physical dysfunction. A number of scientific concepts focused on the interrelation of the unfavorable individual development of a person and his/her personal disadaptation are considered. It has been found that the experience of child’s interaction with a mother or other family members, lack of communication with equals in age, problems in studying and employment may cause personal disadaptation. L. Vygotsky noted in his scientific papers that children with mental and physical disorders are eager to achieve the common growth of the development, but in a different way. He focused on the importance of pedagogical support, which, in his opinion, could transform mental disadvantages into advantages of compensation. It has been found that mother’s anxiety caused by the disorders of her child’s psychophysical development has a negative influence on the development of this child. With the introduction of inclusive education in Ukraine, a number of challenges rises, in particular, the educational process based on the principles of individualization and differentiation of teaching and education involves teacher’s awareness of individual mental and physical capabilities of every child in his/her class. The school system of evaluation and comparison of one’s own achievements and evaluations with others (which affects one’s self-esteem) is considered as the most crucial risk factor of the formation of psychological health disorders. Adolescents with physical dysfunction have a delay of mental development associated with the features of abnormal development, consequences of deprivation and hospitalism. If an adolescent attends neither secondary school, nor socio-psychological rehabilitation centre, his/her need for communicating with equals in age, including the opposite sex, will not be satisfied. It is assumed, that the disadaptation of adolescents with physical dysfunction is manifested in negative emotions, unconstructive behavioral and cognitive stereotypes, complications of communication, etc.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1822
ISSN: 2311-8466
Appears in Collections:2016

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Чухрій І. В..pdf658.09 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.