Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1817
Title: Психологічний супровід процесу адаптації першокурсників до навчання у ВНЗ
Other Titles: Психологическое сопровождение процесса адаптации первокурсников к обучению в вузах
Psychological support of students’ adapting to studying at a university
Authors: Хмель, Наталія Дмитрівна
Шахвердова, Алла Петрівна
Грек, Олена Миколаївна
Хмель, Наталия Дмитриевна
Шахвердова, Алла Петровна
Грек, Елена Николаевна
Khmel, Nataliya Dmitrivna
Shakhverdova, Alla Petrivna
Grek, Olena Mykolayivna
Keywords: адаптація та адаптивність
юнацький вік
психологічний супровід
навчальне середовище
адаптация и адаптивность
юношеский возраст
психологическое сопровождение
учебная среда
adaptation
adaptedness
youth
psychological support
educational environment
Issue Date: 2016
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Хмель Н. Д. Психологічний супровід процесу адаптації першокурсників до навчання у ВНЗ / Н. Д. Хмель, А. П. Шахвердова, О. М. Грек // Наука і освіта : наук.-практ. журнал . – 2016. – № 9. – С. 193–198.
Abstract: У статті викладено теоретичні підходи до дослідження проблеми адаптації в психології. Розглянуто основні види адаптації, форми та чинники, які впливають на її успішність. Наведено результати емпіричного дослідження процесу адаптації студентів-першокурсників до навчання у виші. Представлено програму психо- логічного супроводу процесу адаптації першокурсників до навчання у ВНЗ.В статье обосновывается необходимость изучения процесса адаптации студентов-первокурсников к обучению в ВУЗе и разработки программы их психологического сопровождения. Представлен теоретический анализ проблемы адаптации студентов к обучению в ВУЗе. Рассмотрены основные виды адаптации, формы та факторы ее успешности. В работе были использованы такие эмпирические методы, как наблюдение, беседа, метод опроса, метод анализа продуктов деятельности, метод тестов – СПО К. Роджерса и Р. Даймонда, опросник К. Роджерса, опросник О. К. Маклакова. В исследовании приняли участие 160 студентов-первокурсников Университета Ушинского. Установлено, что среди студентов-первокурсников преобладает средний и низкий уровни адаптив- ности, что свидетельствует о значительно более длительном процессе адаптации. Адаптационные способности у студентов-первокурсников имеют средний и низкий уровни, характерными особенностями которых является недостаточно прочная нервно-психическая устойчивость и недостаточно развитые коммуникативные способности. На низком уровне находятся показатели моральной нормативности. Разработана программа психологического сопровождения процесса адаптации первокурсников, которая состоит из таких блоков: психодиагностический (системная диагностика адаптированности студентов на различных этапах обучения), консультативный (психолого-педагогическая поддержка студентов младших курсов), коррекционно-развивающий (проведение тренингов с первокурсниками, которые имеют трудности адаптации) и профилактический. Разработан тренинг по повышению уровня успешности адаптации студентов-первокурсников к обучению в ВУЗЕ, который направлен на развитие способности к самоопределению, саморазвитию; развитие уверенности в себе, позитивного самоотношения, чувства собственной значимости; рефлексивно-перцептивных умений; способности эффектив- но взаимодействовать с окружающими. Он состоит из 10 занятий, каждое из которых предусматривает по 3 творческих задания и деловые игры. Продолжительность занятий – 90-120 минут. Тренинговые занятия рассчи- таны на группы количеством 15-20 студентов. По результатам проведенной работы с первокурсниками мы можем наблюдать положительную динамику показателей психологической адаптированности, а именно уменьшилось количество студентов с низким уровнем адаптации, увеличилось количество студентов со средним и высоким уровнями адаптации.The article deals with the peculiarities of the adaptation process of first-year students to the educational process as well as the programme of psychological support for their adaptation. The following empirical methods and techniques were used in the study: observation, conversation, questioning, test of K. Rogers and R. Dymond, the questionnaire by K. Rogers, the questionnaire by O. Maklakov. The experiment involved 160 first-year students of Ushynsky University. It has been found that the predominant adaptation level among the respondents is low and medium, which speaks for longer period of adaptation. The adaptive capability of first-year students has been developed at the low and medium levels, which is manifested in unstable psyche and insufficiently developed communication skills. The indicators of moral normativity are at the low level. A special programme of psychological support of first-year students’ adaptation process has been set up. It consists of three units: psychodiagnostic (system diagnostics of students’ adaptedness at different stages of their studying), consultive (psycho-pedagogical support of junior students), correctional and developmental (conducting trainings with first-year students who have adaptation problems) and prophylactic. esides, a training aimed at increasing the success rate of first-year students’ adaptation to the educational process, has been developed. It is focused on the development of the ability for self-determination, self-confidence, positive self-attitude, self-worth, the ability to interact with others. It consists of 10 lessons designed for 15-20 students (lasting for 90-120 minutes), each of which provides 3 creative tasks and professional simulations. According to the research results, the positive dynamics in the development of psychological adaptedness has been observed. The number of students with the low level of adaptedness has decreased and the number of students with the high level of adaptedness has increased.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1817
ISSN: 2311-8466
Appears in Collections:2016

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Хмель Н. Д., Шахвердова А. П., Грек О. М..pdf666.42 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.