Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1793
Title: Психологічний супровід дітей, які зазнали втрату батьків, в умовах рекреації
Other Titles: Психологическое сопровождение детей, переживающих потерю родителей, в условиях рекреации
Psychological support of children experiencing the loss of parents at recreational institutions
Authors: Томчук, М. І.
Яцюк, Марія Валеріївна
Томчук, М. И.
Yatsyuk, Maria Valeriyіvna
Tomchuk, M. I.
Яцюк, Мария Валерьевна
Keywords: горе втрати
динаміка горювання
психологічний супровід дітей
горе утраты
динамика горя
психологическое сопровождение детей
grief of loss
dynamics of grief
psychological support of children
Issue Date: 2016
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Томчук М. І. Психологічний супровід дітей, які зазнали втрату батьків, в умовах рекреації / М. І. Томчук, М. В. Яцюк // Наука і освіта : наук.-практ. журнал. – 2016. – № 9. – С. 17–181.
Abstract: У статті обґрунтовується актуальність розробки проблеми психологічного супроводу дітей, які пережи- вають горе втрати, в закладах рекреаційного типу. Авторами аналізуються наукові роботи зі становлення духовного досвіду дитини, впливу травматичних подій на її розвиток. Також подано модель психологічного супроводу дітей, які переживають горе втрати. Показано взаємозв’язок чинників, що впливають на травма- тизацію дитини на різних етапах горювання, та прогнозовано поведінкові та психічні прояви. Крім того, роз- роблено програму заходів соціально-психологічного супроводу дітей, яка призначена для орієнтування фахівців- психологів закладів рекреаційного типу, освітніх установ у етапах корекційно-розвивальної роботи з дітьми та в особливостях попередження розвитку у них особистісних психічних розладів. В статье научно обосновывается система психологического сопровождения детей в переживании горя по- тери родителей в учреждениях рекреационного типа. Горе является сильным душевным страданием, глубокой скорбью ребенка о взрослом, к которому он был привязан. Оно особенно тем, что затруднено осмыслением потери и сопровождается сильным стрессом незащищенности перед событием. Динамика горя отражается в системе взаимодействий ребенка с миром, который изменился после потери любимого человека, и в его психи- ческой деятельности как результат отражения и осознания события потери. Переживание ребенком скорби из- за потери родителей является глубоким и травматическим процессом, который проходит фазы протеста, отчая- ния и отчуждения. Сначала дети настойчиво со слезами и гневом надеются на возвращение родного человека, что вызывает сильное страдание, а когда надежды угасают, появляется переживание отчаяния. Эти фазы чере- дуются определенное время и вызывают чувство тревоги, страха, стыда, гнева, вины. Внезапность, насиль-ственный характер смерти и случай, когда ребенок является свидетелем события, обостряют динамику горя. Отрицание факта потери близкого человека возникает на фоне дефицита или искажения восприятия фактиче- ской информации о смерти. Одной из главных характеристик патологического горя, которое выражается в формировании психического расстройства, является неспособность открыто выражать скорбь, иррациональные побуждения вернуть назад человека, к которому ребенок был привязан, гневаться и упрекать утраченного род- ного с тоской и скорбью за ним. Вместо своего открытого проявления, которое протекает бурно и иррацио- нально и приводит к здоровому результату, побуждение к возвращению утраченного лица и упреки в его адрес со всей амбивалентностью чувств подвергаются расщеплению и притеснению. Согласно предложенной модели авторами разработана программа мероприятий социально-психологического сопровождения детей, которая предназначена для ориентирования специалистов-психологов учреждений рекреационного типа, образователь- ных учреждений в этапах коррекционно-развивающей работы с детьми и предупреждения формирования у них психических расстройств личности. Показателем успешного переживания ребенком разлуки является приобре- тение им новых привязанностей, которые принадлежат актуальным отношениям ребенка с его окружением.The article substantiates the system of psychological support of children experiencing the grief of loss of parents provided by recreational institutions of Ukraine. Grief is the intense anguish of mind, child’s deep sorrow for the adult he/she used to be close to. It is characterized by the fact that the comprehension of the loss is followed by severe stress caused by exposure to the event. Dynamics of the grief is reflected in the child’s interaction with the world, which has changed since the loved person died, and in his/her mental activities as a result of reflecting and realisation of the loss. Child’s experiencing of the sorrow caused by the loss of parents is a deep and traumatic process, which includes three phases: protest, despair, and disengagement. At first, a child hopes for his/her kindred’s return insistently with tears and anger, which causes intense suffering, but when the hopes extinguish, he/she starts feeling despair. These phases are interchanging for particular time and afterwards cause the feelings of anxiety, fear, shame, anger, guilt. Unexpected, violent death and child’s witnessing of the event intensify the dynamics of grief. Denying the fact of the relative’s death is the result of lack or distortion of perception of the facts about the death. One of the main features of abnormal grief, which is expressed in the formation of mental disturbance, is inability to express sorrow manifestly, irrational motives to bring back the person who used to be close to the child, being angry and blaming the late parent with regret and sorrow for him/her. Instead of open volcanic irrational manifestation of grief, which leads to stable results, striving for bringing the late parent back and blaming him/her with the full ambivalence of feelings become fragmented and oppressed. According to the model proposed by the authors, there has been developed the programme of events of sociopsychological support for children, which is aimed at making psychologists who work at recreational/educational institutions aware of the stages of correctional and developmental work with children for preventing mental disturbances in them. Experiencing separation by a child is considered to produce the desired effect in case he/she has acquired some new affection among people around him/her.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1793
ISSN: 2311-8466
Appears in Collections:2016

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Томчук М. І., Яцюк М. В..pdf881.26 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.