Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1783
Title: Особливості міжособистісної взаємодії дітей в період рекреації
Other Titles: Особенности межличностного взаимодействия детей в период рекреации
Features of interpersonal interaction of children in recreation period
Authors: Ситнік, Світлана Володимирівна
Сытник, Светлана Владимировна
Sytnik, Svitlana Volodymyrivna
Keywords: міжособистісна взаємодія
риси особистості
рекреація
індивідуально-психологічні особливості
спілкування
межличностное взаимодействие
черты личности
рекреация
индивидуально-психологические особенности
общение
interpersonal communication
personality traits
recreation
individual psychological characteristics
communication
Issue Date: 2016
Publisher: Південноукраїнський національній педагогічній університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Ситнік С. В. Особливості міжособистісної взаємодії дітей в період рекреації / С. В. Ситнік // Наука і освіта : наук.-практ. журнал. – 2016. – № 9. – С. 148 –153.
Abstract: У статті досліджуються психологічні особливості в міжособистісній взаємодії дітей різного віку. Висвітлено вікові закономірності розвитку міжособистісної взаємодії дітей, починаючи з раннього дитинства і до юнацького віку. Емпірично виявлено індивідуально-психологічні особливості підлітків щодо міжособистісної взаємодії. Визначено риси особистості, які сприяють успіху підлітків у міжособистісній взаємодії в період рекреації. В статье исследуются психологические особенности межличностного взаимодействия детей разного возраста. Раскрыты психологические закономерности развития взаимодействия детей, начиная с раннего детства и до юношеского возраста. Налаживание межличностного взаимодействия является существенным условием фор- мирования личности в различные возрастные периоды. Дополнительные возможности для этого развития возникают в условиях пребывания детей в заведениях рекреационного типа. В статье особое внимание уделяется межличностному взаимодействию подростков, которое как ни в каком другом возрасте так не влияет на формирование личности подростка. Именно посредством межличностного взаимодействия подросток учится сотрудничеству, взаимопомощи, риску ради другого. Общение подростков становится более глубоким, содержательным, расширяется область их духовного и интеллектуального общения, появляются такие формы взаимодей-ствия как дружба и любовь. Во время межличностного взаимодействия подростки усваивают гендерные роли, принимают социальные нормы и ценности. Межличностное взаимодействие у подростков имеет три формы: интимно-личностная; стихийно-групповая; социально-ориентированная. В результате эмпирического исследования определялись особенности межличностного взаимодействия подростков с помощью методики «Qсортировка» (В. Стефансон). Ее применение позволило сосредоточить внимание на поведенческих тенденциях подростка в группе: зависимость - независимость, общительность - необщительность, принятие борьбы - избегание борьбы. Учет этих тенденций дает воспитателям возможность оптимизировать межличностное взаимодействие подростков в период рекреации, тем самым создавать условия для коррекции негативных проявлений взаимодействия. Определение личностной основы взаимодействия подростков даёт возможность применять индивидуальный подход в воспитательной работе с ними, направленной на развитие коммуникативной сферы. Анализируя результаты проведенного исследования, отметим, что такие тенденции поведения как общитель- ность, независимость способствуют межличностному взаимодействию. Относительно тенденции «принятие борьбы - избегание борьбы» можно сказать, что в зависимости от ситуации данная тенденция может либо способствовать, либо препятствовать успеху межличностного взаимодействия подростков. Экспериментально выявлены индивидуально психологические особенности, включённые в межличностное взаимодействие. Определены черты личности, которые способствуют успеху подростков в межличностном взаимодействии в период рекреации. Так, подросткам, успешно взаимодействующим между собой, присущи такие черты личности, как общительность, доброжелательность, эмоциональная стабильность, уверенность, независимость, твердость, серьезность, смелость, решительность. Неуспешные в межличностном взаимодействии подростки характеризуются как конформные, застенчивые, нерешительные, зависящие от группы, ориентированные на социальное одобрение, тревожные. Таким образом, проведенное исследование показало значение межличностного взаимодействия для становления личности и выявило личностные факторы его успешности.The article examines the psychological characteristics of children’s interpersonal interaction from the childhood to the youth age. Building interpersonal relationships is the significant condition for the development of a personality in different age periods. The essential opportunities for this development are formed at the time of children’s staying at recreational institutions. It is the adolescence when interpersonal interaction has such a great influence on the formation of the personality. An adolescent learns the principles of collaboration, mutual help, risk for the sake of the other by means of interpersonal interaction. The communication of adolescents becomes deeper, more meaningful; such forms of interaction as friendship and love emerge. They master the gender roles, social standards and values with the help of it. In this period, interpersonal interaction has the following three forms: intimate and personal; spontaneous group; socially-focused. As a result of the empirical research, the peculiarities of adolescents’ interpersonal interaction by means of the technique “Q-sort testing technique” by W. Stephenson have been determined. This method made it possible to focus on the behavioural tendencies of an adolescent in a group: dependence – independence; sociability – unsociability; taking struggle – avoiding struggle. Consideration of these tendencies provides the opportunity for educators to improve the interpersonal interaction of adolescents in the recreational period, create the conditions for the correction of negative manifestations in it. The determination of the personal grounds of the interaction helps to provide personal approach in the educational work, aimed at the development of the adolescents’ communication sphere. Such tendencies as sociability, independence contribute to the interpersonal interaction. “Taking struggle – avoiding struggle” can either improve or worsen it, depending on a situation and people involved in it. Adolescents, successfully interacting with one another, are characterized as sociable, kind, emotionally stable, self-confident, independent, brave, etc. Unsuccessful adolescents can be described as shy, indecisive, dependent from a group, anxious.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1783
ISSN: 2311-8466
Appears in Collections:2016

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Ситнік С. В..pdf660.04 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.