Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1747
Title: Дослідження асертивних стратегій поведінки в умовах рекреації
Other Titles: Исследование ассертивных стратегий в условиях рекреации
Study of assertive behavior strategies in recreation
Authors: Журавльова, Л. П
Лучків, В. З.
Zhuravlova, L.
Luchkiv, V.
Журавлева, Л. П
Лучкив, В. З.
Keywords: асертивність
асертивна поведінка
асертивні стратегії
емпатія
інтегральна емпатія
емпатійне ставлення
рекреаційні умови
ассертивность
ассертивное поведение
ассертивные стратегии
эмпатия
интегральная эмпатия
эмпатийное отношение
рекреационные условия
assertiveness
assertive behavior
assertive strategies
empathy
empathy attitudes
recreational conditions
Issue Date: 2016
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Журальова Л. П. Дослідження асертивних стратегій поведінки в умовах рекреації / Л. П. Журальова, В. З. Лучків // Наука і освіта : наук.-практ. журнал. – 2016. – № 9. – С. 59–63.
Abstract: Досліджуються особливості асертивних стратегій поведінки школярів у рекреаційних умовах дитячого літнього табору відпочинку. Показано, що в основі різних стратегій поведінки в міжособистісній взаємодії лежать відповідні емпатійні ставлення. Доводиться, що рекреаційні умови дитячого літнього табору відпо- чинку є фасилятивними для дослідження емпатійної детермінації асертивності та вивчення відповідних асе- ртивних стратегій за допомогою природного експерименту.Исследуются особенности ассертивных стратегий поведения школьников в рекреационных условиях детского летнего лагеря. Определены экспериментальные критерии уровней развития эмпатийного отношения и соответствующих стратегий асертивного поведения: положительная или отрицательная направленность субъекта на другого человека; пассивность или активность в реакциях на эмпатогенную ситуацию, устойчивость этих реакций; функцио-нирование соответствующих психологических механизмов (эмпатийной установки, эмоционального заражения и идентификации, личностной и моральной рефлексии, гуманистических установок, в том числе и готовности к содействию, децентрации и антиципации). Показано, что в основе различных стратегий поведения в межличностном взаимодействии лежат соответствующие эмпатийные отношения. В основе индифферентно-агрессивной стратегии поведения лежат антиэмпатийные и индифферентные отношения. Такая поведенческая стратегия школьников характеризуется действенной и устойчивой отрицательной направленностью на другого человека, которая в отношениях с другими, особенно со сверстниками, проявляется в равнодушии к их нуждам, вспыльчивости, агрессивности. Модальность переживаний субъектов взаимодействия в основном является диссонансной. Эгоцентрическая ассертивная стратегия поведения базируется на сопереживании (Другой выступает стимулом собственных эгоистических переживаний). Субъектноцентрическая ассертивная стратегия обусловлена положительной направленностью на Другого и сочувственным отношением к нему. Просоциальная ассертивная стратегия проявляется в пассивно-действенном (пассивное эмпатийное отношение: моделирование помогающего поведения) или активно-действенном (реальное содействие не в ущерб себе) поведении. Ассертивность таких лиц развита на уровне личностного качества. Альтруистическая (субъектно-действенная) ассертивная стратегия поведения представляется высоким (альтруистическим) уровнем эмпатийных отношений (содействие в ущерб себе). Применение углового преобразования Фишера для сравнения показателей, полученных в результате тестирования и естественного эксперимента, не выявило между ними достоверных отличий. Доказано, что рекреационные условия детского летнего лагеря отдыха (многочисленные ситуации новизны и неопределенности для школьников, их сенсорно-эмоциональная перегрузка, нарушения соци- ального интимного пространства, частое пребывание в личностно значимых ситуациях) являются фасилятивными для исследования эмпатийной детерминации ассертивности и изучения соответствующих ассертивных стратегий в условиях естественного эксперимента.The article deals with the features of children’s assertive behavior strategies in the environment of recreational summer camps. The following experimental criteria of the levels of empathy attitudes and corresponding assertive behavior strategies have been determined: positive or negative attitude of an individual to the other person; passive or active reactions to the empathy situation, stability of these reactions; functioning of relevant psychological mechanisms (empathy attitudes, emotional contagion and emotional identification, personal and moral reflection, humanistic attitudes, including willingness to assistance, decentration and anticipation). Different behavioral strategies in interpersonal interactions are based on relevant empathy relations. Anti-empathy and indifferent relations are the part of the indifferently-aggressive behavior strategy. This behavior strategy of schoolchildren is characterized by efficient and stable negative attitude towards others, which is manifested in indifference and aggressiveness. The modality of experiencing interaction by an individual is considered to be dissonant. Egocentric assertive behavior strategy is based on empathy (the other person is considered as a stimulus of his/her own selfish feelings). Subject centric strategy of assertiveness is conditioned by positive attitude towards the other person, which is manifested in sympathy. Prosocial assertive strategy is manifested in passive-efficient (passive empathy attitudes: simulation of helping behavior) or active-efficient (real assistance without any detriment of oneself) behavior. Assertiveness of these persons is developed at the level of personal quality. Altruistic (subject-effective) assertive strategy of behavior is represented by the highest (altruistic) level of the empathy attitudes (assistance to the detriment of oneself). The angular Fisher transformation for the comparison of indicators obtained by means of the carried out experiment and testing has not found significant differences between them. Recreational conditions in a children’s summer camp are facilitative for the researching of the empathy determination of assertiveness and studying of the relevant assertive strategies by means of the natural experiment.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1747
ISSN: 2311-8466
Appears in Collections:2016

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Журавльова Л. П., Лучків В. З..pdf636.65 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.