Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1689
Title: Оптимізація навчального процесу з фізичного виховання у вищих закладах освіти на основі моніторингу функціональних можливостей студентів
Other Titles: Оптимизация учебного процесса по физическому воспитанию в высших учебных заведениях на основе мониторинга функциональных возможностей студентов
Optimization of teaching physical education at higher educational institutions on the basis of students’ functional capacity monitoring
Authors: Самокиш, І. І.
Босенко, Анатолій Іванович
Дишель, Галина Олександрівна
Самокиш, И. И.
Босенко, Анатолий Иванович
Дышель, Галина Александровна
Samokysh, І. І.
Bosenko, Anatoliy Ivanovych
Dyshel, Halyna Alexandrovna
Keywords: фізичне виховання
навчальний процес
функціональне тестування
функціональні можливості
моніторинг
физическое воспитание
учебный процесс
функциональное тестирование
функциональные возможности
мониторинг
physical education
teaching process
functional testing
functional capacity
monitoring
Issue Date: 2016
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Самокиш І. І. Оптимізація навчального процесу з фізичного виховання у вищих закладах освіти на основі моніторингу функціональних можливостей студентів / І. І. Самокиш, А. І. Боченко, Г. О. Дишель. // Наука і освіта : наук.-практ. журнал. – 2016. – № 8. – С. 151–158.
Abstract: У роботі наведено результати математичного аналізу серцевого ритму студентів 17-19 років при функ- ціональному тестуванні за методикою Д. М. Давиденка зі співавторами (1984). Установлено гендерні зміни показників варіаційної пульсометрії до велоергометричного навантаження під час тестування та після нього у ранній період відновлення. На основі отриманих даних доведено безпечність застосування фізичного навантаження для моніторингу функціональних можливостей студентської молоді.Одним из наиболее эффективных методов оценки адаптационных возможностей детей и молодежи является тестирование с использованием дозированной нагрузки. Целью исследования было изучение безопасности и путей использования тестирования с изменением мощности нагрузки по замкнутому циклу в мониторинге функциональных возможностей студенческой молодежи на занятиях по физическому воспитанию. Ставились следующие задачи: 1) по данным общей физической работоспособности, аэробной продуктивности, состоянию механизмов регуляции сердечного ритма изучить функциональные возможности студентов 17-19 лет и определить соответствие полученных результатов данным научной литературы; 2) изучить гендерные особенности функциональных возможностей и реакции регуляторных систем на тестовые задания. Использовались следую- щие методы: анкетирование, антропометрия, педагогическое тестирование физической подготовленности, велоэргометрия, электрокардиография, тонометрия, вариационная пульсометрия, методы статистического анализа. Обследовано 150 студентов (86 девушек и 64 юношей, которые относились к основной медицинской группе) первого и второго курсов в возрасте 17-19 лет (студенты Южноукраинского национального педагогического университета имени К. Д. Ушинского и Одесской национальной академии связи имени А. С. Попова). Данные вариационной пульсометрии, полученные в состоянии мышечного покоя, свидетельствуют об оптимальном уровне активности регуляторных механизмов. Методика математического анализа сердечного ритма позволила определить следующие типы регуляции: симпатикотонический, нормотонический и ваготонический. Наши исследования показали, что большая часть студентов имели нормотонический тип регуляции. Результаты исследования, полученные при выполнении тестовой нагрузки с реверсом, отображают значительные изменения функционального состояния механизмов регу-ляции. По большинству показателей вариационной пульсометрии в момент максимальной нагрузки (момент реверса) и в первые минуты восстановления после функционального тестирования наблюдалась оптимальная реакция регуляторных механизмов сердечного ритма организма юношей и девушек. Также выявлены некоторые половые особенности, в частности, в момент реверса, где большая степень напряжения механизмов регуляции сердечного ритма наблюдалась у юношей. Проведение мониторинга функциональных возможностей с использованием велоэргометрической нагрузки со сменой мощности по замкнутому циклу позволяет получить интегральную оценку функциональных резервов организма юношей и девушек 17-19 лет, которая может быть использована для оптимизации учебно-воспитательного процесса физического воспитания в высших учебных заведениях.One of the most efficient methods of evaluating children and youth’s adaptive capacity is controlled activity testing. The aim of the paper is to study the safety and the ways of using the testing with load power change over one cycle when monitoring students’ functional capacity at physical education classes. The study involved the following tasks: 1) to examine the functional capacity of students aged 17-19 years using the indicators of their physical working capacity, aerobic capacity, the state of the mechanisms of cardiac rhythm regulation and estimate their correspondence to the standards; 2) to study gender peculiarities of the functional capacity and response of regulatory systems to the test. The following research methods were used: questionnaire, anthropometry, pedagogical testing of physical fitness, cycle ergometer test, electrocardiography, tonometry, variation pulsometry, statistical methods. 150 students aged 17-19 years studying at the first and the second course at the South Ukrainian National Pedagogical University named after K. D Ushynsky and Odessa National Academy of Telecommunications named after A. S. Popov, namely 86 girls and 64 boys belonging to the group with no medical constraints for doing physical exercises, took part in the study. The variation pulsometry data obtained at muscular rest demonstrates optimum level of regulatory mechanisms activity. The procedure of cardiac rhythm mathematical analysis has made it possible to distinguish the following regulation types: sympathicotonic, normotonic and vagotonic. The research has shown that the majority of students have normotonic regulation type. The results obtained after the test load with reverse show significant changes in the functional state of regulatory mechanisms. According to most indicators of variation pulsometry at the highest load (reverse moment) and in the first minutes of recovery after the functional testing, the most preferable reaction of regulatory mechanisms of cardiac rhythm in boys and girls was observed. Also, some gender peculiarities were discovered: in the reverse moment, the boys were characterized by the highest rate of strain of the regulatory mechanisms of cardiac rhythm. Thus, the functional capacity monitoring with the use of cycle ergometer load with power change over one cycle provides an opportunity of comprehensive assessment of the functional capacity of students’ body, which may be useful for optimization of teaching physical education at higher educational institutions.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1689
ISSN: 2311-8466
Appears in Collections:2016

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Самокиш І. І.,.pdf722.72 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.