Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1635
Title: Форми і методи реалізації змісту компетентності індивідуального здоров’язбереження майбутніх учителів
Other Titles: Формы и методы реализации содержания компетентности индивидуального здоровьесбережения будущих учителей
Forms and methods of implementing the content of future teachers’ individual health-saving competence
Authors: Жáра, Г. І.
Жáра, Г. И.
Zhara, H.
Keywords: здоров’я вчителя
компетентність індивідуального здоров’язбереження
інноваційні форми і методи навчання
професійна підготовка
майбутній вчитель
бакалавр
магістр
здоровье учителя
компетентность индивидуального здоровьесбережения
инновационные формы и методы обучения
профессиональная подготовка
будущий учитель
бакалавр
магистр
Bachelor
teacher’s health
individual health-saving competence
innovative forms and methods of teaching
professional training
Master
Issue Date: 2016
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Жара, Г. І. Форми і методи реалізації змісту компетентності індивідуального здоров'язбереження майбутніх учителів / Г. І. Жара // Наука і освіта : наук.-практ. журнал. – 2016. – № 8. – С. 52-57.
Abstract: У статті розкрито форми і методи, за допомогою яких здійснюється реалізація змісту компетентності індивідуального здоров’язбереження майбутніх учителів на етапах професійної підготовки за освітніми ступенями «бакалавр» та «магістр». Окреслено структуру та зміст програм навчальних дисциплін, які прямо чи опосередковано дозволяють формувати у студентів різні складові компетентності індивідуального здоров’язбереження. Цьому сприяє комплексне застосування сучасних та авторських інноваційних форм навчання, активних та інтерактивних методів навчання, методів оздоровлення та регуляції життєдіяльності, а також використання спеціально розроблених засобів.В статье рассматривается проблема здоровья учителя в компетентностном аспекте с точки зрения форми- рования компетентности индивидуального здоровьесбережения. Данная компетентность является надсистемным образованием, которое, с одной стороны, подчиняет себе целый ряд общих и предметных (профессиональных) компетенций, присущих предметной области «Образование», а с другой стороны, сама является системой компетенций с четкой структурой. В статье обоснованы и раскрыты формы и методы обучения, с помощью которых осуществляется реализация содержания компетентности индивидуального здоровьесбережения будущих учителей на всех этапах профессиональной подготовки по образовательным уровням «бакалавр» и «магистр». В работе показано, что содержание компетентности индивидуального здоровьесбережения учителя реализуется постепенно в процессе учебно-воспитательной и внеурочной работы со студентами в течение всего периода бакалаврской и магистерской подготовки. Изучение дисциплин цикла естественнонаучной подготовки, которые обеспечивают валеологическое образование будущих учителей, позволяет заложить основу для формирования у них вышеуказанной компетентности при условии использования целенаправленного методического подхода. В исследовании представлены структура и содержание программ учебных дисциплин, которые непосредственно или косвенно позволяют сформировать у студентов разные составляющие компетентности индивидуального здоровьесбережения, необходимые будущему учителю: психофизиологическую, эмоциональ- но-чувственную, ментальную, межличностную (социально-сознательную), коллективно-креативную, межколлективную (социально-иерархическую) и мировоззренческую. Этому способствует комплексное использование современных и авторских инновационных форм обучения (интерактивная лекция, семинар-моделирование, интродукция в событие, дистанционное обучение, перевёрнутое обучение, социально-просветительский тренинг, тренинг-фасилитация, социальный проект). В соответствии с ними подобраны активные и интерактивные методы обучения (мозговой штурм, имитация, ролевая игра, проектирование); методы оздоровления (физкультурные и динамические паузы, дыхательные упражнения, самомассаж, анализ «Карты здоровья»); методы регуляции жизнедеятельности (самодиагностика состояния здоровья и заболеваний, аутогенная тренировка, самовнушение, физическая и психическая саморегуляция, речевая саморегуляция, визуализация, эмоциональная «перезагрузка» или эмоциональная «пауза»), психотерапевтические методы (цветотерапии, светотерапии, музыкотерапии, анималотерапии, телесной и танцевальной терапии). Дополняет процесс формирования компетентности индивидуального здоровьесбережения будущих учителей использование специально разработанных для этой цели средств: учебных спецкурсов, учебно-методических комплексов, дифференцированных упражнений, индивидуального психовалеологического и психосистемного консультирования.The article deals with the issue of teachers’ health in terms of individual health-saving competence formation. This competence is a supersystem formation, which, on the one hand, includes a series of general and subject (professional) competencies inherent in the subject area “Education”, and on the other hand, is itself a system of competences with a clear structure. Besides, there have been justified the forms and methods of teaching with the help of which the implementation of the content of future teachers’ individual health-saving competence at all stages of training in educational levels “Bachelor” and “Master” is carried out. The content of individual teachers’ health-saving competence is implemented gradually in the process of educational and extracurricular work with the students during the entire period of Bachelor and Master training. The study of scientific disciplines which provide valeological education of future teachers makes it possible to form the above mentioned competence when using the purposeful methodical approach. The article also presents the structure and content of educational disciplines programs which directly or indirectly form the following components of students’ individual health-saving competence: psycho-physiological, emotional and sensual, mental, interpersonal (socially conscious), collectively-creative, inter-collective (social-hierarchical) and worldview. This is facilitated by the integrated use of modern innovative forms of teaching (interactive lecture, modelling, introduction to the event, distance learning, inverted training, socio-educational training, facilitation training, and social project). In accordance with them there have been selected active and interactive teaching methods (brainstorming, simulation,role-playing games, design-projects); recovery methods (physical culture and dynamic pauses, breathing exercises, selfmassage, the analysis of “health cards”); methods of vital activity regulation (self-diagnosis of health and diseases, autogenous training, self-suggesting, physical and mental self-control, verbal self-control, visualization, emotional “reset” or emotional “pause”), psychotherapeutic methods (colour therapy, light therapy, music therapy, animal therapy, body and dance therapy). Implementation of specially developed means (special courses of training, teaching materials, differentiated exercises, individual psycho-valeological and psycho-systematic counselling) contributes to the process of future teachers’ individual health-saving competence formation.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1635
ISSN: 2311-8466
Appears in Collections:2016

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Жáра Г. І..pdf586.6 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.