Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1573
Title: Теоретичні засади дослідження соціальних мереж у контексті соціально-психологічного супроводу освітніх інновацій
Other Titles: Теоретические основы исследования социальных сетей в контексте социально-психологического сопровождения образовательных инноваций
Theoretical grounds of studying social networks in the context of socio-psychological support of educational innovations
Authors: Каніболоцька, М. С.
Каниболоцкая, М. С.
Kanibolotska, M.
Keywords: освіта
освітні інновації
інформаційні технології
соціально-психологічний супровід
соціальні мережі
мережеві технології
технології нетворкінгу
образование
образовательные инновации
информационные технологии
социально-психологическое сопровождение
социальные сети
сетевые технологии
технологии нетворкинга
education
educational innovations
information technologies
socio-psychological support
social networks
networking technologies
Issue Date: 2016
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Каніболоцька, М. С. Теоретичні засади дослідження соціальних мереж у контексті соціально-психологічного супроводу освітніх інновацій / М. С. Каніболоцька // Наука і освіта : наук.-практ. журнал. – 2016. – № 7. – С. 99-105.
Abstract: У статті здійснено порівняльний аналіз соціальних мереж і традиційних каналів інформації у контексті оцінки їхнього впливу на громадську думку та залучення громади до прийняття суспільно важливих рішень. Проведено теоретичний аналіз зарубіжного та вітчизняного освітянського досвіду з використання соціальних мереж як інструменту просування освітніх інновацій. Виокремлено визначальні характеристики соціальних мереж як технології соціально-психологічного супроводу інновацій: діалогічність, соціальна підтримка, відчуття спільності та приналежності, контроль над ситуацією, ефект психічного зараження емоціями та почуттями.Сфера образования на сегодняшний день находится в центре трансформационных процессов, поэтому важным представляется обеспечение правильного сопровождения образовательных инноваций с учетом общественного мнения, изучения отношения к инновациям непосредственных заинтересованных сторон (педагогов, родителей, учеников). Инновационные процессы в современных условиях осуществляются посредством информационных технологий, что актуализирует необходимость изучения их роли и перспектив использования в контексте образовательных реалий. Особый интерес вызывает исследование новых технологий формирования и консолидации общественного мнения, а именно социальных сетей как социально-психологической технологии сопровождения инноваций в образовании. В связи с тем, что применение сетевых технологий в системе образования является недостаточно изученной проблематикой, целью статьи стал анализ зарубежного и украинского опыта использования социальных сетей в контексте продвижения и социально-психологического сопровождения инноваций в образовании. В статье использованы теоретические методы исследования: систематизация информации – для определения разработанности проблемы исследования социальных сетей в иностранных и отечественных научных источниках; для выделения определяющих характеристик социальных сетей как социально-психологической технологии сопровождения образовательных инноваций проведен анализ и обобщение собранных данных. Как показывает проведенный анализ эффективности традиционных и новейших каналов информации, последние увеличивают свою роль в контексте оказания влияния на общественное мнение путем привлечения общественности к оценке происходящих событий, а также принятию общественно важных решений. К числу преимуществ использования социальных сетей как инструмента продвижения образовательных инноваций относятся: доступность и возможность быстро распространять информацию среди представителей сообщества, влиять на восприятие образа реформ и отношение к ним, реализовывать интерактивную сторону общения стейкхолдеров с бенефициарами в режиме реального времени, повышать степень вовлеченности граждан в процесс образовательных инноваций, а также способствовать налаживанию горизонтальной коммуни- кации между педагогами и органами государственной власти. На основе проведенного теоретического анализа зарубежного и отечественного опыта использования социальных сетей в контексте образовательных инноваций установлено, что такие характеристики, как диалогичность, социальная поддержка, чувство общности и принадлежности, контроля над ситуацией, эффект психического заражения эмоциями и чувствами являются определяющими в понимании социальных сетей как технологии социально-психологического сопровождения образовательных инноваций. В статье также изложены векторы исследования социальных сетей в русле социальной психологии: анализ дискурса с целью изучения особенности социальных представлений целевой аудитории, проведения коррекции системы отношений личности или группы людей к общественно значимым событиям, регулирования их поведения на основе распространения и взаимообмена информацией, в целом влияния на формирование и консолидацию общественного мнения относительно образовательных инноваций.The field of education nowadays is being in the center of transformational processes. The proper maintenance of educational innovations can be ensured by taking into consideration public opinion, as well as investigation of the attitude of stakeholders (teachers, parents, students) towards these innovations. Transformational processes are carried out through information technology that actualizes the examination of its role and prospects of usage in the context of educational realities. New technologies of the formation and consolidation of public opinion, particularly social networks as a socio-psychological technology that supports educational innovations are examined in the article. Due to the fact that the issue of network technology in the educational system is not sufficiently studied, the aim of the article is to review the foreign and native experience of promotion and socio-psychological support of educational innovations by means of social networks. The results of the research show that modern channels of information are more effective than traditional ones in terms of having greater impact on public opinion through public involvement in the assessment of social events, as well as making socially important decisions. Among the benefits of using social media as a tool for the promotion of educational innovations are the following: the availability and the opportunity to spread information quickly to the community, to influence the perception of the image of reforms and the attitude towards them, to actualize the interactive side of the communication between stakeholders and beneficiaries in real time, to improve the degree of involvement of citizens in the process of educational innovation and to promote horizontal communication between educators and governmental authorities. Basing on theoretical analysis of foreign and native experience of social networks usage in the context of educational innovation it has been determined that such characteristics as dialog, social support, sense of community and belonging, control of the situation, the effect of emotional contagion are decisive in the understanding of social networks as technology of social-psychological support of educational innovations.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1573
ISSN: 2311-8466
Appears in Collections:2016

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Каніболоцька М. С..pdf327.29 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.