Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1570
Title: До проблеми кібер-залежності студентів комп’ютерних спеціальностей
Other Titles: К проблеме кибер-зависимости студентов компьютерных специальностей
Cyber-addiction of students majoring in computer science
Authors: Дергач, М. А.
Дергач, М. А.
Derhach, M. A.
Keywords: комп’ютер
кібер-залежність
Інтернет-залежність
студенти
студенти комп᾿ютерних спеціальностей
компьютер
кибер-зависимость
интернет-зависимость
студенты
студенты компьютерных специальностей
computer
cyber-addiction
Internet addiction
students
students majoring in computer science
Issue Date: 2016
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Дергач, М. А. До проблем кібер-залежності студентів комп'ютерних спеціальностей / М. А. Дергач // Наука і освіта : наук.-практ. журнал. – 2016. – № 7. – С. 92-98.
Abstract: У статті розкрито сучасні підходи до розуміння поняття «кібер-залежність», систематизовано етапи формування кібер-залежності, розкрито характерні ознаки кібер-залежної людини. Визначено параметри виявлення кібер-залежності у студентів комп’ютерних спеціальностей. Подано результати експериментального дослідження наявності феномену кібер-залежності у студентів комп’ютерних спеціальностей та висвітлено окремі аспекти протікання взаємодії з комп’ютером у різних вікових групах студентів.Сегодня компьютер как инструмент труда, досуга и т. п. прочно вошел в нашу жизнь. Однако широкое внедрение компьютерных технологий во все сферы жизни общества оказывает не только позитивное, но и негативное влияние на современного человека, создает дополнительные риски для его психического и психологиче-ского здоровья, вызывая сложные формы зависимостей. Цель статьи заключается в теоретическом осмыслении и экспериментальном исследовании синдрома кибер-зависимости у студентов компьютерных специальностей. Методами исследования заявленной темы стали анализ, интерпретация и обобщение результатов данных теоретических и практических поисков в области кибер-зависимости; анкетирование, психологическое диагностирование респондентов, методы математической обработки полученных данных с применением критерия МаннаУитни. Анализируя результаты современных теоретических и практических исследований в области киберзависимости, было установлено, что наиболее разработанной является область интернет-зависимости. Исходя из того, что интернет-зависимость является частным проявлением кибер-зависимости, имеющиеся положения трактовались как базовые для выявления специфики формирования возможной кибер-зависимости у студентов компьютерных специальностей. К таким положениям были отнесены следующие: возраст исследуемых, особенности профессиональной деятельности в системе «человек-машина», которые автоматически актуализируют риски кибер-зависимости – длительная работа за компьютером, ограничения в непосредственном общении, свободный доступ к виртуальному пространству с неконтролируемым содержанием, профессиональная необходимость погружения в кибер-пространство. В результате экспериментального исследования установлено, что для большей части испытуемых мотивацией выбора профессии послужил фактор престижности и экономического обеспечения, а не возможность компенсации психологических проблем коммуникации и признания.Большинство студентов поводят много времени за компьютером, но при этом они не испытывают психосоматических проблем и могут регулировать желание обращаться к компьютеру. Применение тестоводиагностической методики показало, что большая часть исследуемых – обыкновенные пользователи ПК, статистически значимыми оказались данные по возрасту испытуемых: чем моложе студенты, тем сильнее выявляет- ся для них необходимость взаимодействия с кибер-пространством. Таким образом, можно сделать вывод, что студенты компьютерных специальностей в достаточной мере регулируют процесс профессиональной деятельности в системе «человек-машина». В дальнейших исследованиях считаем важным изучить особенности социальной перцепции данной категории студентов.Today computer is considered not only as a tool of work, but leisure and entertainment, it has firmly entrenched in people's lives. However, the widespread introduction of computer technologies in all aspects of society has not only positive but also negative influence on a personality, as it creates additional risks to its mental and psychological health, causing complex forms of addiction. The article is aimed at theoretical substantiation and experimental investigation of cyber-addiction syndrome among students majoring in computer science. Research methods include: the review and interpretation of scientific literature in the field of cyber-addiction; questionnaires, psychological diagnosis of respondents, methods of mathematical processing of the data using the Mann-Whitney test. Basing on the fact that the Internet addiction is a particular manifestation of cyber-addiction, the following ideas are treated as basic to identify the peculiarities of the formation of possible cyber-addiction among students of computer specialties: age, features of occupation in the system “man-machine”, that automatically actualize the risks of cyber-addiction – long work on the computer, the lack of direct contact, free access to the virtual space with uncontrolled content, professional need of immersion into cyber-space with an objective opportunity to go through all the stages of cyber-addiction formation. As a result of the experimental research it has been found that motivation for professional choice is the factor of prestige and economic security for the majority of students. Most of the students spend a lot of time with computers, herewith they do not experience any psychosomatic problems and may regulate the desire to deal with a PC. The use of test and diagnostic techniques has shown that the majority of the students are common PC users; the data concerning their age have been statistically significant: the younger the students are, the more important is the interaction with the cyber-space for them. The further studies involve examining the issue of social perception of this category of students.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1570
ISSN: 2311-8466
Appears in Collections:2016

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Дергач М. А..pdf393.72 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.