Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1551
Title: Якість життя у часовому контексті: порівняльний аналіз
Other Titles: Качество жизни во временном контексте: сравнительный анализчество жизни во временном контексте: сравнительный анализ
Quality of life in the time context: comparative analysis
Authors: Бринза, Ірина В’ячеславівна
Горбан, Ірина Павлівна
Брынза, Ирина Вячеславовна
Горбан, Ирина Павловна
Brynza, Iryna Vyacheslavivna
Horban, Iryna
Keywords: особистість
якість життя
стрес-фактори
ресурс-фактори
показник
личность
качество жизни
стресс-факторы
ресурс-факторы
показатель
personality
life quality
stress factors
resource factors
indicators
Issue Date: 2016
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Бринза, І. В. Якість життя у часовому контексті: порівняльний аналіз / І. В. Бринза, І. П. Горбан // Наука і освіта : наук.-практ. журнал . – 2016. – № 7. – С. 64-69
Abstract: У статті надаються результати емпіричного дослідження, спрямованого на вивчення показників якості життя, що вимірювалися двома зрізами. Встановлено, що якість життя як психологічна категорія може висту пати індикатором та показником стану психологічного благополуччя / неблагополуччя особистості, котре змінюється за часом. Дослідження показників якості життя в часовому контексті підтвердило їх вплив на особистість: в одні періоди часу вони може виступати як стрес-фактори, а в інші – як ресурс-фактори.В статье рассмотрена проблема исследования параметров качества жизни личности в контексте времени. Сравнивались следующие параметры жизни: демографические (работа, уровень дохода, образование и др.); социальные (активное участие в общественной жизни, степень удовлетворенности работой и своим местом в обществе); психологические (эмоциональное состояние, наличие или отсутствие психических заболеваний, интеллектуальные способности индивида, способность достигать поставленных перед собой целей и задач, степень сексуальной активности и т. д.); физические (работоспособность, мобильность, способность выполнять повседневную работу, обслуживать себя). Цель исследования заключается в изучении параметров качества жизни с позиции их влияния на личность (как стресс-факторов или ресурс-факторов). Для реализации поставленной цели в работе использовались стандартизированные психологические методы: наблюдение, беседы, опросы и тест. Для оценки показателей качества жизни использовался опросник Н. Е. Водопьянова. В исследовании принимали участие слушатели отделения переподготовки кадров по специальности «Психология» Южноукраинского национального педагогического университета имени К. Д. Ушинского в возрасте от 20 до 40 лет (общее количество 60 респондентов). Отдельно проводился опрос слушателей в 2013 (первая группа) и 2016 (вторая группа) годах. Установлен перечень показателей качества жизни, которые выступают для личности источниками стрессов или ресурсов, в зависимости от периода жизни. Для слушателей первой группы источниками стрессов являются показатели качества жизни, имеющие социальную составляющую: невозможность налаживания межличностного пространства; психологическую составляющую: переживание кризисных состояний, завышенное чувство обязательности, вины, страха, чрезмерная скрытность, чувствительность, гневливость. Источниками силы и ресурсов для данных лиц выступают следующие показатели качества жизни, имеющие физическую составляющую: физическая активность, деловые поездки, релаксация, умеренное употребление табака и алкоголя; психологическую составляющую: тенденция к оптимизму, развитое самоуважение, иерархия жизненных ценностей и принципов; духовную составляющую: возможность медитации, духовной поддержки; демографическую составляющую: возможность карьерной перспективы. Для слушателей второй группы источниками стрессов являются следующие показатели качества жизни, имеющие психологическую составляющую: неумение распределять время, доминирование гнева в повседневной жизни, тенденция к пессимистическому восприятию окружающего мира, отсутствие хобби, источников хорошего настроения, юмора и игр, способности в принятии жизненных и повседневных решений; физическую составляющую: низкая физическая активность, отсутствие деловых поездок, плохой сон, низкая индивидуальная и профессиональная приспособленность; социальную составляющую: налаживание межличностных отношений (с родителями, детьми, друзьями, коллегами по работе, соседями и др.), невозможность уделения достаточного времени домашним животным, общению по телефону. Показатели качества жизни, характеризующие силы и ресурсы личности, которые она может использовать для преодоления кризисного состояния, в большей степени представлены демографической составляющей: улучшение финансового положения, наличие работы, карьерного роста и прочее; психологической составляющей: тенденция к оптимизму, возможность проведения своего времени в одиночестве, попытки снизить чувство вины и обязательности; физической составляющей: сосредоточение на состоянии здоровья, отказ от приема алкоголя и тонизирующих напитков, улучшение физического состояния и окружающей среды. Проведенное эмпирическое исследование продемонстрировало, что качество жизни как психологическая категория может выступать индикатором состояния психологического благополучия / неблагополучия личности, которое меняется по времени.The article is aimed at revealing the life quality parameters from the perspective of their influence on a personality as stressors or recourse factors. The methods of observing, questioning, interviewing and testing have been used in the research. The study involved 60 students aged from 20 to 40 years, who were divided into two groups (the students who studied in 2013 and the ones who have been studying in 2016). The following parameters of life quality have been compared: demographic (job, the level of income, education, etc.), social (taking part in social life, the level of satisfaction with a job and the place in the society), psychological (emotional state, presence or absence of some psychological disorders, intelligence, the ability to achieve goals, the level of sexual activity, etc.), physical (working capacity, mobility, ability to deal with everyday routine, etc.). It has been found that the following life quality parameters are considered as stressors for the first group of students: social (the impossibility of having private space), psychological (crisis states, exaggerated sense of guilt, fear, responsibility, sensitivity, etc.). The following life quality parameters are considered as resource factors for them: physical (physical activity, business trips, relaxing, controlled drinking and smoking), psychological (tendency to optimism, self-respect, hierarchy of life values and needs); spiritual (meditation), demographic (career development). The second group of students considers the following parameters as stress factors: psychological (rage in everyday life, pessimistic view of life, etc.), physical (low physical activity, absence of business trips, etc.), social (interpersonal relations with people). These students consider the flowing life quality parameters as resource factors: demographic component (improvement of one’s financial state, career development. etc.), psychological (tendency to optimism, possibility to spend time on their own, etc.), physical (health improvement, drinking no alcohol, etc.). It has been found that life quality as a psychological category can act like an indicator of person’s psychological wealth or ill-being changing with time.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1551
ISSN: 2311-8466
Appears in Collections:2016

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Бринза, І. В..pdf404.13 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.