Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1438
Title: Стимулювання пізнавальної активності молодших школярів засобами дидактичних ігор
Other Titles: Стимулирование познавательной активности младших школьников средствами дидактических игр
Promoting cognitive activity of young schoolchildren by means of didactic games
Authors: Мостова, Л. О.
Мостовая, Л. А.
Mostova, L.
Keywords: молодші школярі
пізнавальна активність
дидактичні ігри
младшие школьники
познавательная активность
дидактические игры
young schoolchildren
cognitive activity
didactic games
Issue Date: 2016
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Мостова, Л. О. Стимулювання пізнавальної активності молодших школярів засобами дидактичних ігор / Л. О. Мостова // Наука і освіта : наук.-практ. журнал. – 2016. – № 6. – С. 95-100.
Abstract: Передумовою успішності в навчанні молодших школярів виступає пізнавальна активність, що розгляда- ється як риса особистості, яка виявляється в її ставленні до пізнавальної діяльності, прагнення до самостійної діяльності, спрямованої на засвоєння індивідом соціального досвіду, накопичених людством знань і способів діяльності, а також знаходить вияв у якості пізнавальної діяльності. Важливу роль у процесі регуляції пізнавальної активності молодших школярів відіграє емоційний чинник, який значною мірою може забезпечити використання у процесі навчання дидактичних ігор. Сутність дидактичних ігор полягає у вирішенні пізнавальних завдань, поставлених у цікавій формі. Автором запропоновано приклади застосування дидактичних ігор на уроках читання, математики, української мови в початковій школі.Важной задачей учителя начальной школы является учет индивидуальных особенностей учеников, создание условий, способствующих эффективному обучению в соответствии с уровнем их развития и обеспечивающих в процессе обучения дальнейшее развитие способностей и интересов детей. Предпосылкой успешности в обучении младших школьников выступает познавательная активность, рассматриваемая как черта личности, проявляющаяся в ее отношении к познавательной деятельности и предусматривающая состояние готовности, стремление к самостоятельной деятельности, направленной на усвоение индивидом социального опыта, накопленных человечеством знаний и способов деятельности, а также в качестве познавательной активности. Развитию познавательной активности учащихся способствует внедрение в образовательный процесс начальной школы игровой деятельности, поскольку игра является естественной и привлекательной деятельностью для детей младшего школьного возраста. Важную роль в процессе регуляции познавательной активности младших школьников играет эмоциональный фактор, который в значительной степени может обеспечить использование в процессе обучения дидактических игр. Процесс формирования познавательной активности при помощи дидактической игры обусловлен ростом активности самого ребенка, усиленным проявлением его интереса к познанию, то есть эффективность обучения находится в прямой зависимости от активности самого ребенка. Дидактические игры помогают учащимся преодолевать познавательные сложности, убирают страх, ощущение дискомфорта, что сказывается на успеваемости детей и их познавательной активности. Сущность дидактических игр заключается в предложении детям познавательных задач, поставленных в интересной форме, решение которых связано с умственным напряжением, преодолением трудностей, что способствует формированию логического мышления, приучению детей к умственной деятельности. Усваивая или уточняя в дидактической игре тот или иной учебный материал, дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по определенным признакам, применять четкую и точную терминологию, связно рассказывать, описывать пред- мет, называть его действия и качества, проявляют сообразительность, изобретательность и т. д. Задача учителя состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребенка к активной познавательной деятельности. Он должен постоянно усовершенствовать процесс обучения, что позволит детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Автором предложены примеры использования дидактических игр на уроках чтения, математики, украинского языка в начальной школе.An important objective of elementary school teacher is taking into account the individual characteristics of pupils, creating conditions contributing to effective learning according to the pupils’ level of development and providing further development of abilities and interests of children within the learning process. An important prerequisite for success in the training of younger schoolchildren is cognitive activity, regarded as a personality trait, manifested in its attitude to cognitive activity and providing a state of readiness, the desire for independent activity aimed at the mastering of individual social experience, accumulated knowledge and ways of life of humanity; it also manifests itself as cognitive activity. The progress of pupils’ cognitive activity is contributed by the implementation of game activity in the elementary school educational process, as the game is a natural and attractive activity for young schoolchildren. The emotional factor plays an important role in the regulation of cognitive activity of young schoolchildren, and it can largely ensure the use of didactic games in the learning process. The process of cognitive activity formation by means of didactic games is caused by the growth of a child’s activity; enhanced display of his/her interest in cognition, that is, efficiency of learning is directly dependent on the activity of the child. Didactic games help pupils overcome cognitive difficulties, fear, iscomfort, which affects the progress of children and their cognitive activity. The essence of didactic games is to offer the children cognitive tasks in an interesting way, their solution is connected with the mental strain, overcoming difficulties, which contribute to the formation of logical thinking; consequently, children get accustomed to the mental activity. Learning and specifying any kind of educational material in the didactic game, children learn to observe, to compare, to classify objects according to certain criteria, to apply the clear and precise terms, to have coherent speech, to describe the object, name its actions and qualities, be quick-thinking, resourceful, and so on. A teacher’s task is to find maximum pedagogical situations; by their means child’s attitude to active cognitive activity can be realized. He/she must constantly improve the learning process that will enable children effectively and efficiently master the program material. The author offers examples of the use of didactic games at the reading lessons, mathematics, the Ukrainian language in elementary school.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1438
ISSN: 2311-8466
Appears in Collections:2016

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Мостова Л. О..pdf388.79 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.