Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1421
Title: Модель методичної системи формування ІТ-компетентності майбутніх лікарів і провізорів у процесі навчання дисциплінам природничо-наукової підготовки
Other Titles: Модель методической системы формирования Ит-компетентности будущих врачей и провизоров в процессе Обучения дисциплинам естественнонаучной подготовки
Model of methodical system of the formation оf the it competence of future doctors and pharmacists In the process of teaching scientific disciplines
Authors: Добровольська, Анна Михайлівна
Добровольская, Анна Михайловна
Dobrovolska, Аnna Mykhailivna
Keywords: ІТ-компетентність
критерій
показник
методична система
модель
структура
принцип
ИТ-компетентность
критерий
показатель
методическая система
модель
структура
IT-competence
regularities
criterion
index
methodical system
model
features
regularities
Issue Date: 2016
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Добровольска, А. М. Модель методичної системи формування ІТ-компетентності майбутніх лікарів і провізорів у процесі навчання дисциплінам природничо-наукової підготовки /А. М. Добровольска // Наука і освіта : наук.-практ. журнал. – 2016. – № 6. – С. 86-94.
Abstract: У статті сформульовано поняття інформаційно-технологічної компетентності (ІТ-компетентності) майбутніх лікарів і провізорів. Схарактеризовано критерії і показники її сформованості в межах мотиваційноціннісного, когнітивного, технологічного, операційного, комунікаційного, особистісно-ціннісного, рефлексивного, аксіологічного, емоційно-вольового компонентів. Розроблено модель методичної системи формування ІТкомпетентності в процесі навчання майбутніх фахівців дисциплінам природничо-наукової підготовки (ДПНП), а також визначено принципи, котрим вона підпорядковується. Акцентовано увагу на особливостях, які притаманні методичній системі формування ІТ-компетентності майбутніх лікарів і провізорів у процесі нав- чання ДПНП, а також на закономірностях, яким вона підпорядковується. Зауважено на принципах, за якими відбувається вдосконалення розробленої моделі методичної системи в процесі її реалізації під час формування ІТ-компетентності майбутніх фахівців, які вивчають ДПНП.В статье сформулировано понятие информационноехнологической компетентности (ИТ-компетентности) будущих врачей и провизоров. Охарактеризованы критерии и показатели ее сформированности в пределах мотивационно-ценностного, когнитивного, технологического, операционного, коммуникационного, личностно- ценностного, рефлексивного, аксиологического, эмоционально-волевого компонентов. Разработана модель методической системы формирования ИТ-компетентности при обучении будущих специалистов дисциплинам естественнонаучной подготовки (ДЕП), которая состоит из 5-ти блоков. В исследовании учтено, что предпосылками для формирования ИТ-компетентности будущих специалистов в пределах данной методической системы являются современные требования к информатизации высшего медицинского и фармацевтического образования при условиях информатизации общества, социальный заказ на подготовку врачей и провизоров, которые владеют ИТ-компетентностью, а также противоречие между декларируемым использованием ИТ- компетентности в процессе обучения и ее применением в профессиональной деятельности. Стратегическинормативный блок разработанной модели методической системы учитывает отраслевые стандарты высшего образования, учебные планы подготовки врачей и провизоров, типичные учебные программы ДЕП. Целевой блок этой модели предусматривает формирование ИТ-компетентности будущих врачей и провизоров по результатам обучения ДЕП. Теоретико-методологический блок модели по замыслу разработчиков учитывает педагогические условия, подходы и принципы формирования ИТ-компетентности будущих специалистов во время обучения вышеотмеченным дисциплинам. Технологический блок созданной модели методической системы формирования ИТ-компетентности будущих врачей и провизоров акцентирует внимание на ее составляющих, компонентах и этапах формирования, учитывает технологии, методы и средства обучения, которые связаны между собой, а также со взаимосвязанными учебно-методическим обеспечением и формами обучения. Оценочно-результативный блок описывает критерии результативности и уровни сформированности ИТ компетентности, а также предусматривает критерии ее оценивания и средства контроля, с помощью которых прослеживают процесс обучения ДЕП будущих специалистов в пределах реализации разработанной модели методической системы. Во время исследования мы охарактеризовали принципы, которым подчиняется разработанная модель методической системы формирования ИТ-компетентности будущих врачей и провизоров, акцентировали внимание на особенностях, которые присущи методической системе во время реализации процесса обучения ДЕП, а также на свойственных ей закономерностях. Совершенствование методической системы формирования ИТ-компетентности будущих специалистов, модель которой мы разработали, происходит согласно с принципами целенаправленности, взаимосвязи и полноты. Последующие исследования, по нашему мнению, должны быть посвящены анализу результатов реализации разработанной модели методической системы формирования ИТ-компетентности будущих врачей и провизоров в процессе обучения ДЕП в Ивано- Франковском национальном медицинском университете.The concept of information technology competence (IT competence) of future doctors and pharmacists has been formulated in the article. The criteria and indices of its maturity have been characterized within the limits of the following components: motivational and evaluative, cognitive, technological, operational, communication-oriented, personevaluative, reflexive, axiological, emotional and volitional. The model of the methodical system of the formation of the IT competence in students in the process of teaching scientific disciplines to them, which consists of 5 units, has been developed. It has been also considered that the preconditions for the formation of the IT competence in future specialists within the limits of this methodical system are the modern requirements on informatization of higher medical and pharmaceutical education under the conditions of society informatization, social demand for the preparation of doctors and pharmacists who have the IT competence, and also contradiction between the declared use of the IT competence in the process of teaching and its application in the professional activity. The strategically-normative unit of the developed model of the methodical system takes into account the industry standards of higher education, curricula of preparation of doctors and pharmacists, typical teaching programmes of scientific disciplines. The target unit of this model involves the formation of the IT competence of future doctors and pharmacists according to the results of teaching scientific disciplines. The theoretical and methodological unit of the model considers pedagogical conditions, approaches and principles of the formation of the IT competence of future specialists. The technological unit is focused on the constituents, components and stages of the formation of the above mentioned competence. The evaluative unit describes the criteria of effectiveness and the levels of the formedness of the IT competence, and also involves the criteria of its evaluation and the means of control.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1421
ISSN: 2311-8466
Appears in Collections:2016

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Добровольська А. М.pdf657.03 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.